Труд. История возникновения
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Человек отличается от других видов в следующем:
  1. он меняет природу под себя, а не меняется сам, и потому человек – самый распространённый вид;
  2. он обменивается продуктами своей деятельности и выстраивает длинные технологические цепочки.

1. В чем принципиальное различие деятельности человека и животного? (00:10)

Если человек – архитектор, то, прежде чем построить что-либо, он создает проект, учитывая множество обстоятельств. Пчела, когда строит соты, или муравьи – своё обиталище, плана не имеют и подчиняются инстинктам. Однако это исключительно человеческое, а потому предвзятое суждение, и оттого в нём есть что-то порочное. Если бы кто-то сумел посмотреть на мир извне, то, наверное, выделил бы человечество тем, что с точки зрения практического применения мы делаем часто абсолютно бесполезные вещи. Пирамиды, храмы, литература и стихи несъедобны и не защищают от хищников или природных катаклизмов.

Но при внимательном рассмотрении оказывается, что это и есть самое полезное. Ведь наши верования и религии – это духовная составляющая, которая позволяет создавать большие коллективы (см. рис. 1). Религиозные системы и культура едины на больших пространствах, и они не могут обходиться без физических знаков и символов, объединяющих людей. Внутри большого коллектива всегда есть разделение труда, которое обусловливает развитие человека. Каждый делает небольшую часть общего дела и делает её все лучше, потому что у него есть возможность непрерывно совершенствоваться.
Рис. 1. Комплекс пирамид в Гизе. Каир. Египет

2. Какую деятельность можно назвать трудом? (04:05)

Ребята играют в футбол на площадке или два пенсионера на лавочке – в шахматы. Есть деятельность и есть цель, но вряд ли они и сами назовут это трудом.

Труд – целесообразная и сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Где:

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целесообразно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

То есть изо всей деятельности для привязки к труду выделяется сознательная и целесообразная. В примере с футболом – целесообразность для общества сомнительна: эта игра никому не интересна, кроме самих игроков и их родителей.

Есть ещё одно определение слова «труд» А. Маршалла:

Труд – всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

То есть если мне что-либо нравится делать, то это нужно вычесть…

Здесь мы сталкиваемся с проблемой названия филологического плана. И землекоп, и шахтёр, и поэт работают. Вся их деятельность – труд. Но само это слово возникло давно, и изначально всё-таки оно более касалось работы именно землекопа.

Представьте, что у нас для всех животных одно название – животные. И свинью, и корову должно описывать свойствами. Это так же трудно, как в одну категорию объединять творческий, физический, интеллектуальный, рутинный труд. Мы вынуждены добавлять разъяснения к каждому. Хотя, конечно же, эти понятия заслуживают отдельного определения, и рано или поздно такие слова появятся.

Любая деятельность имеет внутреннюю и внешнюю часть. Например, спортсмен снаружи потеет и работает. Внутри он устает. Но сам для себя он играет. (см. рис. 2).

Или увлечённый учёный… Ему интересно то, что он делает. Спросите его, тяжело ли он трудится? Он скажет: «Нет, мне просто интересно». Он работает и тогда, когда другие этого не замечают – может сидеть за столом, обедать и даже с кем-то разговаривать, но внутри он работает. Это отличительная черта увлечённого человека, которая проявляется именно при интеллектуальной деятельности.

Почему один труд ценится выше другого? Один труд может быть тяжёлым, а оценивается обществом невысоко. А другой… Человек просто играет себе в радость, но ему платят много. Эффективность и ценность труда – важные характеристики деятельности.
Рис. 2. Игра в хоккей

3. Всегда ли был труд? (10:00)

Можно ли назвать трудом такой исторически сложившийся вид деятельности, как охота?

Противоречие присутствует в самом названии. Словосочетание «трудно охотился» звучит странно. А ситуацию, когда охотники и собиратели могли быть озабочены безработицей, сложно представить. Как и то, что в их сообществе присутствовала формула «кто не работает, тот не ест». Потому что они жили племенем, делились и каждому находилось занятие.

Многие считают, что труд как таковой появился, когда человек принял оседлый образ жизни, привязался к какому-то куску земли и начал его обрабатывать. И если это понятие возникло вместе с сельским хозяйством, то оно означает труд, который тяжек для человека, но нет возможности от него отказаться.

    4. Если ты завтра получишь много денег, ты продолжишь этим заниматься? (12:00)

    Этот вопрос разделяет труд на две части. Один человек скажет: «Конечно, нет». А второй: «Я буду продолжать… писать стихи, или заниматься наукой, или исполнять музыку…». Происходит чёткое разделение. Часть труда – по принуждению. Вторая – свободный труд и человек сам решает, хочет ли этим заниматься.

    Какие известны способы принуждения к труду?

    • Рабский труд – это принуждение силой.
    • Принуждение голодом, типичное для раннего капитализма. Человеку некуда деваться, и он нанимается на тяжёлую работу. Возможно, с раннего возраста.
    • Современное желание заработать, чтобы сменить телевизор, костюм, машину. Необходимости в этом нет, но все включены в эту гонку. Это своеобразный пряник – если будешь работать, то будешь жить лучше. В сознание разными способами внедряются образы хорошей жизни.

    Потребительство (консьюмеризм, консумеризм – транслитерация англ. consumerism) в современном мире становится своего рода пагубной зависимостью. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся символом причастности к некой общественной группе.

    Понятно, что человек, получивший какое-то богатство и решивший все проблемы животного свойства – поесть, оградить себя от холода, вряд ли станет выполнять особо тяжкую работу. И можно сказать, что:

    Истинно человеческая деятельность – та от которой можно отказаться без ущерба для жизни и здоровья.

      5. Продукты труда создают новое общество (15:00)

      С развитием общества изменяются формы труда и их назначение. И если ещё недавно труд был необходим для выживания, то сейчас большая часть индустрии занята придумыванием потребностей. Достаточно посмотреть на витрины с косметикой или на ту же компьютерную технику и электронику. Потребность в них возникает после того, как продукт уже придуман и всем начинает казаться, что без какого-то гаджета не обойтись. Но исходно этой потребности нет.

      Таким образом, человек от поиска жизненно необходимого перешёл к выбору нужного. Теперь важна его способность отличить нужное от ненужного. То есть ответственность за свою жизнь для человека увеличивается, потому что увеличивается выбор. Современное человечество от борьбы с голодом сдвинулось к борьбе с ожирением (см. рис. 3). Именно продукты труда или деятельности создают новое общество, причём определяющее значение в этом играют продукты именно творческой деятельности.
      Рис. 3. Голод и ожирение

      6. Всякий ли труд почётен? Возможности человеческого выбора (16:35)

      Часто говорят: «Всякий труд почётен», но это, конечно же, не так. Слишком уж близко всё находится с простым исполнением приказа. Мне приказали, и я хорошо это исполнил. Мы знаем, что есть такие трагедии человечества, как тот же Холокост. Одна из причин их возникновения – люди, которые исполняли приказ. Те, кто выполнял всю работу… Если можно это так назвать.

      То есть у человека есть выбор. Профессий и способов применения себя много, и это ответственность – выбрать то или иное занятие. В самой профессии тоже есть выбор. Можно работать водителем на какого-либо преступного авторитета. Почётен ли этот труд? Профессия водитель обществу нужна, а вот такой труд – нет. Человек волен выбирать и понимать, что он делает и как его труд встраивается в технологическую цепочку общества. И если работа связана с преступлением, то здоровый человеческий выбор – не выполнять такую работу.


      Другие материалы