Интернет-обучение по школьной программе

Выступление М.И. Лазарева, основателя InternetUrok.ru, в программе «Жизнь замечательных идей» на радио «Маяк»
Весёлкин: Друзья, ещё раз всем доброе утро! Доброго дня!

Николаев: Доброе утро!

Весёлкин: Да! Сегодня день добра...

Николаев: Да. И добра.

Весёлкин: Не случайно нас…

Николаев: Мы будем сегодня добрыми...

Весёлкин: Видите, послушайте, опертона такие пошли, это не мой смех, это не я сейчас, вот послушайте, это добро.

Николаев: Вот оно! Вот оно! Водрузилось добро… Михаил Иванович Лазарев у нас в гостях, кандидат физико-математических наук, основатель образовательного портала ИнтернетУрок. Здравствуйте!

Лазарев: Здравствуйте.

Весёлкин: Здравствуйте, здравствуйте. Вы, как всегда, бодры и элегантны, понимаете, несмотря на то, что замело столицу-то 13 ноября…

Лазарев: Спасибо.

Николаев: 13 ноября!

Весёлкин: 13-го ноября, нет, на вас это никак не отражается, Михаил Иванович.

Лазарев: Ну, стараемся, стараемся.

Весёлкин: И получается, кстати говоря.

Николаев: Так, а у нас сегодня тема такая: интернет-обучение по школьной программе. И плюс, дорогие друзья, и, — это очень важно, Михаил Иванович, мы уже прикормили людей, — плюс викторина, понимаете, обязательно.

Лазарев: Хорошо.

Весёлкин: Викторина по школьным предметам. У нас уже есть определённые…

Лазарев: А я сейчас придумал вопросы, да.

Николаев: Вот, а мы очень на это надеялись!

Лазарев: Да-да, хорошо…

Николаев: Вы как человек креативный... Извините за это слово!

Весёлкин: Да-да.

Николаев: ...Откликнулись. Быстро откликнулись, почувствовали, что нам это нужно, да. Поэтому, друзья, телефон наш прежний +7(967) это… подождите...

Весёлкин: Это ватсап, давайте помогу, Алексей Алексеевич. Ватсап +7 967 103 55 33 — можно присылать вопросы, которые адресованы Михаилу Ивановичу, а телефон 495 728 71 71 служит для того, чтобы принимать участие в викторине. Мы будем давать отдельные отмашечки, когда можно. У нас много вопросов, но мы будем разнообразить беседу вопросами и подарками.

Николаев: Да, и кстати говоря, эту беседу, вы, дорогие друзья тоже поддерживайте!

Лазарев: Подарки кому будут? Мне?

Весёлкин: Если вы правильно ответите на вопрос.

Николаев: Вам воду поставили, открывайте — это чистая вода!

Лазарев: Хорошо. Детям! Детям! Всё...

Весёлкин: Большой подарок, кстати говоря, чистой водой потчевать гостя.

Николаев: А будете себя хорошо вести, ещё и пакетик с чаем.

Весёлкин: Михаил Иванович оставит вам ещё и бутылочку с крышечкой, когда он выпьет эту чистую воду. Да, вам тоже подарок будет.

Николаев: Дети и взрослые, советуем вам воспользоваться нашим часом, поэтому любые вопросы, которые у вас возникают, — прямые и вопросы, так сказать, лежащие около этой темы, — любые. Михаил Иванович, организуете ответ, правда, да?

Лазарев: Да. Постараюсь.

Николаев: Михаил Иванович, вопрос. С предыдущей нашей встречи прошло где-то полгода примерно, выросла ли посещаемость сайта, интересно, вот где вы выкладываете всё по школьной программе?

Лазарев: Так не сильно выросло. В прошлые года год от года росло в два раза, сейчас там процентов на 20, наверное, выросло. У нас так вот в будний день 150 000 человек заходит. Можно сказать, если считать это учебным заведением, то самое большое учебное заведение, наверное, наше, да, 150 000.

Николаев: Напомним, что именно сайт ИнтернетУрок, в нём содержатся все уроки по школьной программе, я так понимаю, которые записаны разнообразными преподавателями со всей страны.

Лазарев: Но физкультуры нет, к сожалению. Скажем так, пока нет.

Николаев: Не досмотрели....

Лазарев: В фитнесе недосмотр, да, будем исправлять. Но четыре с половиной тысячи видеоуроков, к ним тренажёры. Что изменилось, вас, наверное, интересует, что вообще с этого времени произошло?

Весёлкин: Ну да, вы же должны, собственно говоря…

Николаев: Двигаться куда-то.

Весёлкин: Да, двигаться, да, не стагнировать или какие-то другие формы открывать.

Лазарев: Да, ну насчёт форм — нового интернета пока не изобрели, поэтому мы находимся в интернете. Во-первых, мы начали и большую часть уже сделали — перекладываем всё в ютуб. То есть люди могут скачать себе видео, если хотят, этот процесс идёт. Во-вторых, у нас такая большая программа, за это время что-то серьёзное сделать трудно, конечно, так уж всё свернуть, но всё-таки мы в основном сейчас готовим по математике и физике так называемые вводные уроки к темам. Вводный урок, понятно, на геометрию 7-го класса там 7-10 уроков вводных. Что значит вводные? Это где обсуждаются главные понятия и то, что может прочитать папа, мама и быть тоже в курсе, чем там занимается ребёнок. То, что в школе пропускается обычно, то ли из-за ЕГЭ, то ли из-за чего-то другого. Не хочется про ЕГЭ говорить вообще…

Весёлкин: Не надо, а то мы увязнем сейчас в негативе!

Лазарев: Нет, в том смысле, что сдвиг произошёл. Он всегда был, больше было в технику, в умение жонглирования формулами. Я такой вопрос задаю детям, например, по дробям, где всё прекрасно у него. Я говорю: ну вот смотри, есть три яблока. Берём одно яблоко, это одна треть. Берём ещё три яблока, из них тоже одно вынимаем, одна треть? Одна треть. Теперь то, что у нас есть, складываем. Получилось два яблока из шести. Правильно, это же тоже одна треть! Что же получилось, одна треть плюс одна треть равно одной трети, да? Понятно и ступор, потому что…

Весёлкин: Посмотрите в мои глаза, я сейчас как раз транслирую тот ступор, который вы встречаете со стороны детей.

Лазарев: Нет, ну вы понятно, вам просто это скучно...

Весёлкин: Ой, Михаил Иванович! Ужас не в том, что скучно, а что мозг не успевает уже, понимаете...

Лазарев: Да-да, ну извините, я быстро сказал, но всё-таки, вот повторять не буду, вот просто три яблока, из него...

Николаев: Мне Денис потом напишет простыми словами.

Лазарев: А на самом деле нельзя складывать так вот. Одна треть, одна треть, да, это же из раза...

Николаев: Это всё равно, что солёное с квадратом складывать.

Лазарев: Да. То есть, одна треть сапога и одна треть литра керосина, что это? Проскакивается очень быстро понятийная часть, а всё идёт в технику.

Николаев: То есть, когда потом нестандартные задачи встают перед человеком, перед школьником или студентом, они плавают, потому что основы нету.

Лазарев: Тут даже не только это, я бы сказал. На мой взгляд, да и не только на мой, что должен человек из школы вынести — это удовольствие понимания. Ну вы помните в школе — знать, уметь, понимать.

Весёлкин: Не помним. Мы не помним. Вот я, например, не помню, но уверен…

Николаев: Понимать на третьем месте.

Лазарев: Знать, уметь, понимать, да. Куда двигаемся? Так вот, знание всё больше сдвигается к компьютеру. Да, правильно, умение — к роботу. Знаете, теперь такси будут сами водить машину, не обязательно будет учиться. Через некоторое время эти дети уже будут жить в таком мире, ещё больше, быстрее меняющемся. А вот понимать — это за нами останется, за людьми, я имею в виду. И научиться понимать — это такая интеллектуальная честность. Вот что: я до конца понял и нет.

Весёлкин: То есть ты не делегировал вот эти свои вопросы техническим, так сказать изыскам, а сам понимаешь...

Лазарев: Поскольку в школе проверяется, как же человек учился, вроде бы проверяется работа учителя. Проверяется техника, умеешь ли сокращать, умеешь ли преобразовывать, что-то, что можно. А нужно-то сдвигаться к пониманию.

Весёлкин: Ну знаете, в этом-то парадокс и заключается. С одной стороны, действительно многие настаивают на том, что прежде всего ты должен обладать техникой, что в любой момент ты рефлекторно реагируешь на это и делаешь. А другие говорят: товарищи, ну неважно, как ты отреагировал, а важен сам путь твоего понимания к этому.

Лазарев: Но ещё более важно в понимании — удовольствие понимания. Чувствовать, что да, я поймал это удовольствие оттого, что я понимаю — это раз. Второе, а может быть, и первое по важности — это нужно научить тому, что на поверхности. Первому, что должно быть, что ты потом в жизни встретишь. Вот я сейчас вам скажу, здесь различные цвета у вас: синий, жёлтый, и откуда они возникли, свет-то белый падает? Это и есть доказательство того, что в белом свете содержатся все цвета. Ведь ваш свитер ничего не излучает, правильно, это же из этого света возникло. Правильно, значит, он отражает жёлтый свет. Вот и всё, не нужно никакой призмы. Потом можно говорить про призму, но в начале-то вот это должно быть. Другой пример. Сейчас у вас глаза закроются опять, внутренний глаз...

Николаев: Да-да, а у меня один глаз внутренний.

Весёлкин: А наружу два!

Николаев: Принесите мэтру глицина, я бояться начинаю за него.

Лазарев: Только вы меня останавливайте, я понятное рассказываю или нет.

Николаев: А вас невозможно остановить...

Весёлкин: Вы ведь ещё и на нас гипнотически действуете. Вы говорите, и в этот момент мы теряем волю!

Николаев: Я предлагаю сейчас продолжить мысль, я как раз сейчас попрошу дозвониться до нас 495 728 71 71. У нас как раз есть вопрос на понимание, пока Михаил Иванович продолжит мысль, как раз к нам кто-то дозвонится и попытает свою удачу.

Лазарев: Так вот, нужно, например, рассказывать, что такое равноускоренное движение... Ну естественно, я говорю, а вы сейчас раз — и отключились.

Весёлкин: На самом деле, понимаете, в чём дело, Михаил Иванович, вы мне даёте установку — я так и поступаю, понимаете. Если бы не говорили, я бы спокойно бодрствовал!

Лазарев: А это чтобы вам стыдно не было, вы меня отключили. Водопад все видели, да ладно, что водопад, из чайника вода льётся. Почему она в конце разрывается на струйки, в смысле на капли, а в начале...

Николаев: Единым потоком идёт...

Лазарев: Да, а потом, в чём дело-то, ну, в водопаде особенно. Про мальчиков я не буду говорить, все видели.

Николаев: Сказал Михаил Иванович причём, да.

Лазарев: Так вот, если бы было объяснено начиная с этого, в школе про равноускоренное движение, я бы зацепился и сказал: «Ага, вот я теперь понял!» Почему? Потому что, представляете, две капли вылетают, в начале они вместе, но одна всё-таки первее, и вот между ними расстояние увеличивается именно потому, что движение равноускоренное. Да, может, и не равное, но главное, что ускоренное. Если бы не было ускорения — они бы так вместе потоком и шли. Всё, теперь человек будет каждый раз, когда будет видеть, как из чайника чай наливает, понятно, да…

Николаев: Он будет равноускоренное движение.

Лазарев: Он вспоминать будет — а, мама включила кран дома...

Николаев: Сейчас будет равноускоренное движение.

Лазарев: Понимаете, да, это будет напоминать. Про цвет я сказал, вот. И смотрите, что делается. Даже учителей в ступор ввожу.

Николаев: Не только меня, это радует кстати.

Лазарев: Да-да, говоришь, вот известно, движущийся заряд создаёт магнитное поле, правильно?

Николаев: Да.

Лазарев: Отлично. Теперь что: вот здесь у нас, предположим, заряд лежит. Он только электрическое создаёт, правильно, магнитного нет. А если кто-то идёт сейчас вот там, за студией, для него что, магнитное? И я рукой махну, у меня в руке магнитное поле создалось, а тут только электрическое? Ведь, да, движение-то относительно второго человека — оно всегда есть!

Весёлкин: Всё, даже я потерялся!

Николаев: Михаил Иванович, выключили второго человека уже!

Лазарев: Да, оно всегда есть, просто в этой системе координат, понимаете, в движущей… ну понятно.

Весёлкин: Михаил Иванович, нам нужна короткая пауза.

Весёлкин: 728 71 71, код Москвы — 495, это наш телефон. Михаил Иванович, у вас лежат наушники рядом с вами, можете спокойно их надеть, потому что у нас есть телефонный звонок, сейчас узнаем, во первых, кто это — взрослый или ребёнок, зададим ему вопрос, потому что мы же сказали, что у нас викторина по школьным предметам, за что у нас ещё и наши слушатели за правильный ответ получат призы и подарки, а сейчас познакомимся. Вот звоночек. Алё, здравствуйте!

Настя: Здравствуйте.

Весёлкин: Привет! Тебя как зовут?

Настя: Настя!

Николаев: Настюш, тебе сколько лет?

Настя: 10.

Николаев: Готова слушать вопрос? Итак, Насть, что меньше, не большой или небольшой?

Весёлкин: В первом случае не пишется раздельно, не пробел большой, а во втором вместе — небольшой. Проходили в школе такое, когда не пишется вместе?

Настя: Да.

Николаев: Давай рассуждать.

Настя: Ну если маленький, тогда небольшой.

Николаев: Вместе, да?

Настя: Да.

Лазарев: Настя, какая молодец!

Весёлкин: Молодец. А не большой, который через пробел пишется, это что?

Николаев: Настюш, как мы обычно говорим, не большой, а ...

Весёлкин: Ну средне крошечный.

Лазарев: Например, не высокий, а среднего роста, да.

Весёлкин: А средний, да.

Николаев: Так, Насть, ответь же на вопрос, так что же меньше — не большой или небольшой? Ну то есть слитно или раздельно? Что из этого правильное? Что меньше? Настя!

Настя: Слитно.

Николаев: Слитно. Правильно. Молодец!

Лазарев: Вообще здорово.

Весёлкин: Молоток конечно.

Николаев: Оставайся на линии, и тебе расскажут, как ты получишь свой законный приз — книгу.

Лазарев: Да, я боялся, что вопрос какой-нибудь будет сложный. А тут сразу, да, всё здорово.

Весёлкин: Видите какой ужас, да. Но дело в том, что мы же ведём, вот тут в чём сложность, кстати говоря, этих вопросов? Потому что на бумаге, когда они написаны, мы их понимаем, и у нас возникают какие-то визуальные ряды, а когда через телефонную трубку, конечно, сложнее. Вот звоночек-то есть...

Николаев: 495 728 71 71. Алло, здравствуйте!

Геннадий: Алё.

Ведущие: Да, здравствуйте.

Геннадий: Да, здравствуйте.

Весёлкин: Представьтесь нам.

Геннадий: Геннадий зовут.

Николаев: Геннадий, а сколько лет Гене, годиков?

Геннадий: 36.

Николаев: 36 годиков Гене. А давайте мы вас сложный вопрос зададим.

Геннадий: Давайте попробуем, конечно.

Николаев: Геннадий, а какое у вас образование?

Геннадий: высшее.

Весёлкин: высшее техническое или гуманитарное?

Геннадий: Гуманитарное.

Николаев: А, вот сейчас!

Весёлкин: Так, оживились все! Все зашевелились как, да.

Николаев: Что общего у фуфайки (пуховика) и двойных оконных рам? Ну что общего у фуфайки, представляете себе фуфайку, пуховик и двойные оконные рамы?

Лазарев: Фуфайка — великое изобретение России.

Геннадий: Прослойка, наверно, между.

Лазарев: Ну что прослойка, ну и что?

Николаев: Ну у нас тоже прослойка между микрофоном и…

Весёлкин: Давайте Геннадий, рассуждать, вы, в принципе, на верном пути, но надо красиво объяснить, правильно, Михаил Иванович? Прослойка же подходит, есть такое?

Лазарев: Хотя бы понятно, да, потому что так это просто, ну прослойка. Там воздух прослойка, а в фуфайке вата, ну и…

Весёлкин: Ну какой там принцип заложен, как вам кажется?

Геннадий: Ну, между окнами воздух и у фуфайки тоже между…

Николаев: Несущими, да, да.

Геннадий: Между материалом тоже воздух.

Весёлкин: Так, ну как бы так подсказать, чтобы не выдать сразу!

Лазарев: Нет, ну можно ещё сравнить с этими панелями, знаете?

Николаев: Сэндвич-панели?

Лазарев: Сэндвич панели, да, взрослый же парень, сэндвич-панели не испугается.

Николаев: Я бы ещё через бутерброд объяснял бы, потому что у фуфайки и двойных оконных рам и у бутерброда есть общее.

Весёлкин: Послушайте, сейчас гуманитарий на том конце, такой выстрел!

Лазарев: Вы просто не позавтракали, наверно.

Николаев: Нет, я позавтракал. Геннадий, давайте представим себе бутерброд, там два кусочка хлеба, между которыми зажата начинка.

Лазарев: Не, вы уводите в сторону! Нет.

Николаев: Да? Почему?

Лазарев: Ну он ближе, всё-таки это вкусовые какие-то вещи и так далее, это уже ну совсем гуманитарий.

Николаев: Хлеб удерживает мясо.

Весёлкин: Ребят, подождите! Гена, вы с нами?

Геннадий: Да-да.

Весёлкин: О молодец какой!

Лазарев: Гуманитарий думает, что он ест, только потому что аппетит есть, это уже физик понимает, что ...

Геннадий: Вы сейчас говорите, а я ещё не позавтракал!

Лазарев: Всё, не надо.

Весёлкин: Геннадий, мы тоже не позавтракали, поэтому ухватились за этот бутерброд.

Николаев: Так, ну что, подскажем Геннадию или просто дадим правильный ответ?

Весёлкин: Подскажем!

Лазарев: Давайте.

Весёлкин: Формулируйте!

Лазарев: Разделение функций происходит между разными материалами, если бы пальто было из одного материала, нужно на холоде очень долго находиться, оно должно быть очень толстым, правильно же, из этого материала?

Геннадий: Ну да, да, согласен.

Лазарев: А так как разделение функций, и воздух в обоих случаях теплоизолирующую функцию несет.

Геннадий: Ну да, он препятствует.

Лазарев: Да. А внешне — это несущее, то, что держит это всё. Ну, стекло ещё и прозрачно, и воздух тоже.

Николаев: Ну это уже другая функция.

Весёлкин: Всё, ребят, закончилось. Геннадий, спасибо вам большое, идите и ешьте всё что угодно!

Николаев: Подкрепитесь, и в следующий раз…

Весёлкин: Заработали, да не на всё, не на хлеб с маслом…

Лазарев: Я старался вопросы такие, чтобы не как в ЕГЭ, что ответил...

Николаев: Мы только за, мы развиваем соображалку!

Лазарев: Пускай будет как-то нечётко, но зато…

Весёлкин: Пусть Геннадий сейчас сядет с книжкой в руках…

Николаев: С томиком Блока, да.

Весёлкин: И в свои 36 годиков подумает, что надо поступить в МФТИ! Так, товарищи, значит, напомню наш телефон 728 71 71, у нас параллельно идет ещё и викторина по школьным, так сказать, предметам, хотя Геннадий, видите, мальчик не маленький, 36 лет. А мы сейчас с вами послушаем обязательно новости, потому что мы должны знать, чем живёт мир, чем дышит страна.

Николаев: Пока мы здесь с Геннадием общались.

Весёлкин: Да-да. А я напомню, что у нас в гостях Михаил Иванович Лазарев — кандидат физико-математических наук, основатель образовательного портала ИнтернетУрок, и вы все вопросы по поводу этого портала, и вообще что такое ИнтернетУрок, и можно ли обучаться в пространстве интернета, можете задавать. Ну и параллельно отвечайте на наши, как оказалось, почти заковыристые вопросы.

Николаев: 495 728 71 71 — этот номер вам пригодится, потому что у нас вопросы ещё есть и есть, самое главное, подарки.

Весёлкин: Что такое интернет-обучение по школьной программе, сегодня мы выясняем у Михаила Ивановича Лазарева, кандидата физико-математических наук, основателя образовательного портала ИнтернетУрок, и параллельно у нас проходит ещё и викторина по школьным предметам, раздаём подарки.

Николаев: Книги.

Весёлкин: Книги, да. Михаил Иванович, значит, скажите ещё несколько слов, конечно, почему нужно всё-таки, ну потому что есть…

Николаев: Пользоваться дополнительными источниками.

Весёлкин: Именно, вашим вот этим ресурсом, потому что все говорят, что непосредственно общение с педагогом — это совершенно другая история. А вот история интернетная, она совершенно тоже другая? Хотя вы сказали, что у вас есть теперь ещё ресурс один — ютуб, где, так сказать, всё-таки можно наблюдать ещё.

Лазарев: Да, конечно, мы туда выложили, и всё равно это ИнтернетУрок. Никто не отменяет учителя. Знаете, в чём проблема главная сейчас, мне кажется? Как только начинается речь про интернет-обучение, онлайн-обучение, сразу говорят: «А как же учитель? Вы хотите учителя подменить?». Давайте ученика в центр ставить. Роль учителя, конечно, будет меняться. Всё меняется вокруг, и так быстро, что мы только потом вспоминаем: «Смотри, раньше это было так, а теперь эдак!». Роль врача, опять же, изменилась, правильно, потому что он работает по некоторым стандартам. Такси вы теперь заказываете по-другому. А ваша профессия не изменилась? А тех, кто издаёт журналы, газеты?

Весёлкин: Всё меняется.

Лазарев: Всё меняется! И роль учителя... А тут какая-то консервативная штука. А вот контакт, пожалуйста, контакт, становись больше в наставническую область. Вот видите как, мне кажется, интернет, онлайн-образование, оно просто уберёт плохих учителей, а хорошим только...

Николаев: Даст возможность дополнительную.

Лазарев: Да, дополнительную, ну это расширит учебник.

Весёлкин: Михаил Иванович, а что такое хороший учитель? Кто такой хороший учитель?

Лазарев: А вот я когда рассказывал, как нужно физику рассказывать, вот это хороший. Тот, который любому уроку найдёт начало в жизни ребёнка. Не будет, как в некоторых учебниках написано, тоже таких популярных: «Мы вас приведём в какую-то удивительную страну под названием математика» — всё, сразу закрываю учебник и всё, на мой вкус. Нужно сказать: вот, мы вам покажем, как математика поможет вам больше видеть в окружающем мире. То есть у тебя было просто зрение, а теперь ещё, ну не знаю, инфракрасное появится.

Николаев: Понятно, да.

Лазарев: Вот как должно быть.

Весёлкин: Дополнительный инструмент.

Лазарев: Да, дополнительный инструмент, который поможет мне в моей жизни. Например, вас бы спросили, что лучше рассказывать: стереометрию — кто там как кого пересекает и что там получается — или рассказать что-нибудь из принятия решений? Ну ведь каждый человек знает, что если он подбегает к остановке и говорит: «А 70-й уже ушёл? Ах, чёрт, долго ждать!» Или вчера по литературе спрашивали, завтра не спросят, правильно? Это же всё статистические решения, почему бы про них не рассказывать в школе? Нет, как в 19-м веке утвердили программу, учителя научились этому всему. Ой, не хочется, потому что тут нам столько пишут обычно, десятки тысяч нам пишут...

Весёлкин: Нам и звонят ещё, Михаил Иванович, и пишут. Да. Хорошо. Звонок тоже есть.

Лазарев: Сейчас я доскажу. Вот это важно. Когда говорят: онлайн-обучение победит — не победит... Ну вы бы, скажем, что выбрали, если ребёнку нужно знать, что такое «Ревизор», я имею в виду гоголевский, что лучше: учительница прочитает в классе или фильм посмотреть, как бы вы выбрали?

Николаев: В театр сходить.

Лазарев: Да, или в театр, или фильм посмотреть.

Весёлкин: В театр, ну да, видеть визуально!

Лазарев: Не везде театр есть, но да, увидеть. Писалось-то для пьесы, вот разница вся. Можно считать, что учебник физики — это тоже сценарий, что лучше — и увидеть, и услышать? А учитель поможет показать, как это бывает. Хороший учитель.

Весёлкин: Ну в данном случае, я так понимаю, что все инструментарии, конечно хорошие, да, ну и все ресурсы сейчас с учётом того, что они хорошие, то фильм хороший, спектакль хороший, учитель хороший.

Лазарев: Знаете, плохие художники — совсем плохие — когда-то исчезли, когда появилась фотография, не нужны стали. Раньше он нарисовал — а похоже, и ладно! Всё меняется, с появлением новых средств меняется роль, выдавливается в нужную область, туда, где преимущество явное есть.

Весёлкин: Да, да, понятно.

Николаев: Я предлагаю пару вопросов задать.

Лазарев: Давайте зададим.

Николаев: Слушателям. Алло, здравствуйте!

Августина: Алло.

Николаев: Привет, как тебя зовут?

Августина: Августина.

Николаев: Августина, сколько тебе лет?

Августина: 10.

Николаев: 10… Давайте вот пятый вопрос зададим ей. Августина, сложный вопрос, но мы тебе поможем, если что. Почему неправильно говорить «другая альтернатива»? Не знаешь такое?

Августина: Нет.

Николаев: Так, Михаил Иванович, помогите, что лучше тогда Августине задать? Я сам тут запутался!

Лазарев: Хорошо, да. Да. Да.

Николаев: Про грибы?

Лазарев: Ну да, можно. Или скажи, пожалуйста, вот если загадаешь число какое-нибудь с одного до восьми, сколько мне нужно задать вопросов, а ты будешь отвечать да — нет только, чтобы я определил, какое число ты загадала.

Августина: Восемь?

Весёлкин: А давайте попробуем прям. Загадай число!

Лазарев: Загадай число.

Весёлкин: Загадала?

Августина: Загадала.

Лазарев: Только честно!

Весёлкин: Загадала. Хорошо. Давайте!

Лазарев: Так, это число больше четырёх?

Весёлкин: Да или нет?

Августина: Еще раз повторите.

Лазарев: Число больше четырёх?

Августина: Больше.

Лазарев: Число больше шести?

Августина: Больше.

Лазарев: Ну что, это семь?

Августина: Нет.

Лазарев: Значит 8. Всё.

Весёлкин: Три вопроса.

Лазарев: Три вопроса.

Весёлкин: Да!

Весёлкин: Всё, Августина, а мы тебе один вопрос задали – «10 лет тебе?» я спросил.

Лазарев: Августина, теперь ты узнала и, надеюсь, на всю жизнь, что такое логарифм.

Весёлкин: Вот и всё, ребят, сразу ясно.

Николаев: В любом случае оставайся на линии, ты получишь приз. 495 728 71 71 — давайте ещё один вопрос зададим слушателям, есть у нас?

Лазарев: Есть!

Николаев: Алло, привет!

Аркадий: Здравствуйте.

Весёлкин: О, здравствуйте!

Николаев: Как вас зовут?

Аркадий: Здравствуйте.

Николаев: Здравствуйте. А зовут вас как?

Аркадий: Аркадий.

Николаев: Я предлагаю Аркадию сложный вопрос. Аркадий, а почему радар не видит подлодку в море?

Аркадий: Потому что сопротивление среды не позволяет.

Лазарев: Что значит сопротивление, какое сопротивление? Импеданс?

Аркадий: Ну это же волны, посылаемые радаром.

Лазарев: Да-да, ну морская вода солёная, проводящая среда.

Весёлкин: Просто, подождите, если она проводящая, то сопротивление среды…

Лазарев: Сопротивление среды. Чему сопротивление?

Весёлкин: Радару самому.

Лазарев: Обождите. Радар, волны, я думаю, да, сейчас давайте тогда не удаляться.

Николаев: Давайте дадим правильный ответ? Объясним всем.

Лазарев: Да. Да. Я сказал, что хороший проводник — морская вода.

Николаев: А, и поэтому просто радар не может пробиться сквозь толщу воды, потому что всё это рассеивается в разные стороны. Окей.

Весёлкин: О как! Не, ну там же голос такой взрослого человека...

Лазарев: Взрослый, да.

Весёлкин: Надо же, конечно, взрослого человека отправить на обучение. Итак, товарищи, примем ещё звонок, как вы считаете?

Николаев: Да, давайте.

Весёлкин: Или что вы хотите, Михаил Иванович?

Лазарев: Я бы чего-нибудь сказал, а то я и ехал и думал, скажу я это или нет.

Николаев: Давайте, давайте, говорите всё!

Лазарев: Вот я хотел сказать, что даст вообще и что даёт онлайн-обучение, интернет теперь. Давайте разберём так, что есть — ученик, учитель, общество, ну и минобр, можно сказать, вот прям четыре таких пункта. Ученик может спокойно в тиши понять что-то, и вот это самое главное, что должен человек вынести — удовольствие понимания из школы, что «я понял». Это происходит в интимной обстановке, вот это помочь человеку сделать.

Весёлкин: Так, дальше.

Лазарев: Так, про «Ревизора» я сказал, что лучше всё-таки…

Николаев: Смотреть его. Так.

Лазарев: Да. Теперь у учителя что? Хороший учитель обрадуется, потому что надоело ему, как попка, повторять одно и то же, там 20 лет теорема Пифагора — посмотри дома, а на уроке мы займёмся вопросами, связанными с этим. У него есть вопросы, связанные, у хорошего...

Николаев: Понятно.

Лазарев: Понятно. Про плохого не будем. Как вот есть учителя хорошие, есть разные, про разных не будем, да?

Весёлкин: Нет-нет.

Лазарев: Что общество получает? Ну вот посмотрите биографию Циолковского. Его же из школы-то выгнали, сам в библиотеке тихонько всё учил. Да, библиотека была. Так вот, я хочу сказать, что таланты вообще не вокруг нескольких московских школ, таланты везде равномерно распределены. Великие таланты, средние, просто толковые люди, которые нужны нашему обществу. Так вот, как их подтолкнуть, дать им возможность, дать хороший учебник с живым голосом, с объяснением, да мало того…

Весёлкин: Михаил Иванович, мне осталось только вас представить ещё раз и уйти уже. Михаил Иванович Лазарев — кандидат физико-математических наук, основатель образовательного портала ИнтернетУрок. Не бойтесь новых инструментов, заходите в интернет, учитесь заново учиться. Спасибо вам большое!

Лазарев: Всё что ли?

Весёлкин: Всё что ли?

Лазарев: Нет! Нет!

Весёлкин: Да! Да!
Радио «Маяк», 2 декабря 2016