Весёлкин: Друзья, ещё раз всем доброе утро! Доброго дня!
Николаев: Доброе утро!
Весёлкин: Да! Сегодня день добра...
Николаев: Да. И добра.
Весёлкин: Не случайно нас…
Николаев: Мы будем сегодня добрыми...
Весёлкин: Видите, послушайте, опертона такие пошли, это не мой смех, это не я сейчас, вот послушайте, это добро.
Николаев: Вот оно! Вот оно! Водрузилось добро… Михаил Иванович Лазарев у нас в гостях, кандидат физико-математических наук, основатель образовательного портала ИнтернетУрок. Здравствуйте!
Лазарев: Здравствуйте.
Весёлкин: Здравствуйте, здравствуйте. Вы, как всегда, бодры и элегантны, понимаете, несмотря на то, что замело столицу-то 13 ноября…
Лазарев: Спасибо.
Николаев: 13 ноября!
Весёлкин: 13-го ноября, нет, на вас это никак не отражается, Михаил Иванович.
Лазарев: Ну, стараемся, стараемся.
Весёлкин: И получается, кстати говоря.
Николаев: Так, а у нас сегодня тема такая: интернет-обучение по школьной программе. И плюс, дорогие друзья, и, — это очень важно, Михаил Иванович, мы уже прикормили людей, — плюс викторина, понимаете, обязательно.
Лазарев: Хорошо.
Весёлкин: Викторина по школьным предметам. У нас уже есть определённые…
Лазарев: А я сейчас придумал вопросы, да.
Николаев: Вот, а мы очень на это надеялись!
Лазарев: Да-да, хорошо…
Николаев: Вы как человек креативный... Извините за это слово!
Весёлкин: Да-да.
Николаев: ...Откликнулись. Быстро откликнулись, почувствовали, что нам это нужно, да. Поэтому, друзья, телефон наш прежний +7(967) это… подождите...
Весёлкин: Это ватсап, давайте помогу, Алексей Алексеевич. Ватсап +7 967 103 55 33 — можно присылать вопросы, которые адресованы Михаилу Ивановичу, а телефон 495 728 71 71 служит для того, чтобы принимать участие в викторине. Мы будем давать отдельные отмашечки, когда можно. У нас много вопросов, но мы будем разнообразить беседу вопросами и подарками.
Николаев: Да, и кстати говоря, эту беседу, вы, дорогие друзья тоже поддерживайте!
Лазарев: Подарки кому будут? Мне?
Весёлкин: Если вы правильно ответите на вопрос.
Николаев: Вам воду поставили, открывайте — это чистая вода!
Лазарев: Хорошо. Детям! Детям! Всё...
Весёлкин: Большой подарок, кстати говоря, чистой водой потчевать гостя.
Николаев: А будете себя хорошо вести, ещё и пакетик с чаем.
Весёлкин: Михаил Иванович оставит вам ещё и бутылочку с крышечкой, когда он выпьет эту чистую воду. Да, вам тоже подарок будет.
Николаев: Дети и взрослые, советуем вам воспользоваться нашим часом, поэтому любые вопросы, которые у вас возникают, — прямые и вопросы, так сказать, лежащие около этой темы, — любые. Михаил Иванович, организуете ответ, правда, да?
Лазарев: Да. Постараюсь.
Николаев: Михаил Иванович, вопрос. С предыдущей нашей встречи прошло где-то полгода примерно, выросла ли посещаемость сайта, интересно, вот где вы выкладываете всё по школьной программе?
Лазарев: Так не сильно выросло. В прошлые года год от года росло в два раза, сейчас там процентов на 20, наверное, выросло. У нас так вот в будний день 150 000 человек заходит. Можно сказать, если считать это учебным заведением, то самое большое учебное заведение, наверное, наше, да, 150 000.
Николаев: Напомним, что именно сайт ИнтернетУрок, в нём содержатся все уроки по школьной программе, я так понимаю, которые записаны разнообразными преподавателями со всей страны.
Лазарев: Но физкультуры нет, к сожалению. Скажем так, пока нет.
Николаев: Не досмотрели....
Лазарев: В фитнесе недосмотр, да, будем исправлять. Но четыре с половиной тысячи видеоуроков, к ним тренажёры. Что изменилось, вас, наверное, интересует, что вообще с этого времени произошло?
Весёлкин: Ну да, вы же должны, собственно говоря…
Николаев: Двигаться куда-то.
Весёлкин: Да, двигаться, да, не стагнировать или какие-то другие формы открывать.
Лазарев: Да, ну насчёт форм — нового интернета пока не изобрели, поэтому мы находимся в интернете. Во-первых, мы начали и большую часть уже сделали — перекладываем всё в ютуб. То есть люди могут скачать себе видео, если хотят, этот процесс идёт. Во-вторых, у нас такая большая программа, за это время что-то серьёзное сделать трудно, конечно, так уж всё свернуть, но всё-таки мы в основном сейчас готовим по математике и физике так называемые вводные уроки к темам. Вводный урок, понятно, на геометрию 7-го класса там 7-10 уроков вводных. Что значит вводные? Это где обсуждаются главные понятия и то, что может прочитать папа, мама и быть тоже в курсе, чем там занимается ребёнок. То, что в школе пропускается обычно, то ли из-за ЕГЭ, то ли из-за чего-то другого. Не хочется про ЕГЭ говорить вообще…
Весёлкин: Не надо, а то мы увязнем сейчас в негативе!
Лазарев: Нет, в том смысле, что сдвиг произошёл. Он всегда был, больше было в технику, в умение жонглирования формулами. Я такой вопрос задаю детям, например, по дробям, где всё прекрасно у него. Я говорю: ну вот смотри, есть три яблока. Берём одно яблоко, это одна треть. Берём ещё три яблока, из них тоже одно вынимаем, одна треть? Одна треть. Теперь то, что у нас есть, складываем. Получилось два яблока из шести. Правильно, это же тоже одна треть! Что же получилось, одна треть плюс одна треть равно одной трети, да? Понятно и ступор, потому что…
Весёлкин: Посмотрите в мои глаза, я сейчас как раз транслирую тот ступор, который вы встречаете со стороны детей.
Лазарев: Нет, ну вы понятно, вам просто это скучно...
Весёлкин: Ой, Михаил Иванович! Ужас не в том, что скучно, а что мозг не успевает уже, понимаете...
Лазарев: Да-да, ну извините, я быстро сказал, но всё-таки, вот повторять не буду, вот просто три яблока, из него...
Николаев: Мне Денис потом напишет простыми словами.
Лазарев: А на самом деле нельзя складывать так вот. Одна треть, одна треть, да, это же из раза...
Николаев: Это всё равно, что солёное с квадратом складывать.
Лазарев: Да. То есть, одна треть сапога и одна треть литра керосина, что это? Проскакивается очень быстро понятийная часть, а всё идёт в технику.
Николаев: То есть, когда потом нестандартные задачи встают перед человеком, перед школьником или студентом, они плавают, потому что основы нету.
Лазарев: Тут даже не только это, я бы сказал. На мой взгляд, да и не только на мой, что должен человек из школы вынести — это удовольствие понимания. Ну вы помните в школе — знать, уметь, понимать.
Весёлкин: Не помним. Мы не помним. Вот я, например, не помню, но уверен…
Николаев: Понимать на третьем месте.
Лазарев: Знать, уметь, понимать, да. Куда двигаемся? Так вот, знание всё больше сдвигается к компьютеру. Да, правильно, умение — к роботу. Знаете, теперь такси будут сами водить машину, не обязательно будет учиться. Через некоторое время эти дети уже будут жить в таком мире, ещё больше, быстрее меняющемся. А вот понимать — это за нами останется, за людьми, я имею в виду. И научиться понимать — это такая интеллектуальная честность. Вот что: я до конца понял и нет.
Весёлкин: То есть ты не делегировал вот эти свои вопросы техническим, так сказать изыскам, а сам понимаешь...
Лазарев: Поскольку в школе проверяется, как же человек учился, вроде бы проверяется работа учителя. Проверяется техника, умеешь ли сокращать, умеешь ли преобразовывать, что-то, что можно. А нужно-то сдвигаться к пониманию.
Весёлкин: Ну знаете, в этом-то парадокс и заключается. С одной стороны, действительно многие настаивают на том, что прежде всего ты должен обладать техникой, что в любой момент ты рефлекторно реагируешь на это и делаешь. А другие говорят: товарищи, ну неважно, как ты отреагировал, а важен сам путь твоего понимания к этому.
Лазарев: Но ещё более важно в понимании — удовольствие понимания. Чувствовать, что да, я поймал это удовольствие оттого, что я понимаю — это раз. Второе, а может быть, и первое по важности — это нужно научить тому, что на поверхности. Первому, что должно быть, что ты потом в жизни встретишь. Вот я сейчас вам скажу, здесь различные цвета у вас: синий, жёлтый, и откуда они возникли, свет-то белый падает? Это и есть доказательство того, что в белом свете содержатся все цвета. Ведь ваш свитер ничего не излучает, правильно, это же из этого света возникло. Правильно, значит, он отражает жёлтый свет. Вот и всё, не нужно никакой призмы. Потом можно говорить про призму, но в начале-то вот это должно быть. Другой пример. Сейчас у вас глаза закроются опять, внутренний глаз...
Николаев: Да-да, а у меня один глаз внутренний.
Весёлкин: А наружу два!
Николаев: Принесите мэтру глицина, я бояться начинаю за него.
Лазарев: Только вы меня останавливайте, я понятное рассказываю или нет.
Николаев: А вас невозможно остановить...
Весёлкин: Вы ведь ещё и на нас гипнотически действуете. Вы говорите, и в этот момент мы теряем волю!
Николаев: Я предлагаю сейчас продолжить мысль, я как раз сейчас попрошу дозвониться до нас 495 728 71 71. У нас как раз есть вопрос на понимание, пока Михаил Иванович продолжит мысль, как раз к нам кто-то дозвонится и попытает свою удачу.
Лазарев: Так вот, нужно, например, рассказывать, что такое равноускоренное движение... Ну естественно, я говорю, а вы сейчас раз — и отключились.
Весёлкин: На самом деле, понимаете, в чём дело, Михаил Иванович, вы мне даёте установку — я так и поступаю, понимаете. Если бы не говорили, я бы спокойно бодрствовал!
Лазарев: А это чтобы вам стыдно не было, вы меня отключили. Водопад все видели, да ладно, что водопад, из чайника вода льётся. Почему она в конце разрывается на струйки, в смысле на капли, а в начале...
Николаев: Единым потоком идёт...
Лазарев: Да, а потом, в чём дело-то, ну, в водопаде особенно. Про мальчиков я не буду говорить, все видели.
Николаев: Сказал Михаил Иванович причём, да.
Лазарев: Так вот, если бы было объяснено начиная с этого, в школе про равноускоренное движение, я бы зацепился и сказал: «Ага, вот я теперь понял!» Почему? Потому что, представляете, две капли вылетают, в начале они вместе, но одна всё-таки первее, и вот между ними расстояние увеличивается именно потому, что движение равноускоренное. Да, может, и не равное, но главное, что ускоренное. Если бы не было ускорения — они бы так вместе потоком и шли. Всё, теперь человек будет каждый раз, когда будет видеть, как из чайника чай наливает, понятно, да…
Николаев: Он будет равноускоренное движение.
Лазарев: Он вспоминать будет — а, мама включила кран дома...
Николаев: Сейчас будет равноускоренное движение.
Лазарев: Понимаете, да, это будет напоминать. Про цвет я сказал, вот. И смотрите, что делается. Даже учителей в ступор ввожу.
Николаев: Не только меня, это радует кстати.
Лазарев: Да-да, говоришь, вот известно, движущийся заряд создаёт магнитное поле, правильно?
Николаев: Да.
Лазарев: Отлично. Теперь что: вот здесь у нас, предположим, заряд лежит. Он только электрическое создаёт, правильно, магнитного нет. А если кто-то идёт сейчас вот там, за студией, для него что, магнитное? И я рукой махну, у меня в руке магнитное поле создалось, а тут только электрическое? Ведь, да, движение-то относительно второго человека — оно всегда есть!
Весёлкин: Всё, даже я потерялся!
Николаев: Михаил Иванович, выключили второго человека уже!
Лазарев: Да, оно всегда есть, просто в этой системе координат, понимаете, в движущей… ну понятно.
Весёлкин: Михаил Иванович, нам нужна короткая пауза.
Весёлкин: 728 71 71, код Москвы — 495, это наш телефон. Михаил Иванович, у вас лежат наушники рядом с вами, можете спокойно их надеть, потому что у нас есть телефонный звонок, сейчас узнаем, во первых, кто это — взрослый или ребёнок, зададим ему вопрос, потому что мы же сказали, что у нас викторина по школьным предметам, за что у нас ещё и наши слушатели за правильный ответ получат призы и подарки, а сейчас познакомимся. Вот звоночек. Алё, здравствуйте!
Настя: Здравствуйте.
Весёлкин: Привет! Тебя как зовут?
Настя: Настя!
Николаев: Настюш, тебе сколько лет?
Настя: 10.
Николаев: Готова слушать вопрос? Итак, Насть, что меньше, не большой или небольшой?
Весёлкин: В первом случае не пишется раздельно, не пробел большой, а во втором вместе — небольшой. Проходили в школе такое, когда не пишется вместе?
Настя: Да.
Николаев: Давай рассуждать.
Настя: Ну если маленький, тогда небольшой.
Николаев: Вместе, да?
Настя: Да.
Лазарев: Настя, какая молодец!
Весёлкин: Молодец. А не большой, который через пробел пишется, это что?
Николаев: Настюш, как мы обычно говорим, не большой, а ...
Весёлкин: Ну средне крошечный.
Лазарев: Например, не высокий, а среднего роста, да.
Весёлкин: А средний, да.
Николаев: Так, Насть, ответь же на вопрос, так что же меньше — не большой или небольшой? Ну то есть слитно или раздельно? Что из этого правильное? Что меньше? Настя!
Настя: Слитно.
Николаев: Слитно. Правильно. Молодец!
Лазарев: Вообще здорово.
Весёлкин: Молоток конечно.
Николаев: Оставайся на линии, и тебе расскажут, как ты получишь свой законный приз — книгу.
Лазарев: Да, я боялся, что вопрос какой-нибудь будет сложный. А тут сразу, да, всё здорово.
Весёлкин: Видите какой ужас, да. Но дело в том, что мы же ведём, вот тут в чём сложность, кстати говоря, этих вопросов? Потому что на бумаге, когда они написаны, мы их понимаем, и у нас возникают какие-то визуальные ряды, а когда через телефонную трубку, конечно, сложнее. Вот звоночек-то есть...
Николаев: 495 728 71 71. Алло, здравствуйте!
Геннадий: Алё.
Ведущие: Да, здравствуйте.
Геннадий: Да, здравствуйте.
Весёлкин: Представьтесь нам.
Геннадий: Геннадий зовут.
Николаев: Геннадий, а сколько лет Гене, годиков?
Геннадий: 36.
Николаев: 36 годиков Гене. А давайте мы вас сложный вопрос зададим.
Геннадий: Давайте попробуем, конечно.
Николаев: Геннадий, а какое у вас образование?
Геннадий: высшее.
Весёлкин: высшее техническое или гуманитарное?
Геннадий: Гуманитарное.
Николаев: А, вот сейчас!
Весёлкин: Так, оживились все! Все зашевелились как, да.
Николаев: Что общего у фуфайки (пуховика) и двойных оконных рам? Ну что общего у фуфайки, представляете себе фуфайку, пуховик и двойные оконные рамы?
Лазарев: Фуфайка — великое изобретение России.
Геннадий: Прослойка, наверно, между.
Лазарев: Ну что прослойка, ну и что?
Николаев: Ну у нас тоже прослойка между микрофоном и…
Весёлкин: Давайте Геннадий, рассуждать, вы, в принципе, на верном пути, но надо красиво объяснить, правильно, Михаил Иванович? Прослойка же подходит, есть такое?
Лазарев: Хотя бы понятно, да, потому что так это просто, ну прослойка. Там воздух прослойка, а в фуфайке вата, ну и…
Весёлкин: Ну какой там принцип заложен, как вам кажется?
Геннадий: Ну, между окнами воздух и у фуфайки тоже между…
Николаев: Несущими, да, да.
Геннадий: Между материалом тоже воздух.
Весёлкин: Так, ну как бы так подсказать, чтобы не выдать сразу!
Лазарев: Нет, ну можно ещё сравнить с этими панелями, знаете?
Николаев: Сэндвич-панели?
Лазарев: Сэндвич панели, да, взрослый же парень, сэндвич-панели не испугается.
Николаев: Я бы ещё через бутерброд объяснял бы, потому что у фуфайки и двойных оконных рам и у бутерброда есть общее.
Весёлкин: Послушайте, сейчас гуманитарий на том конце, такой выстрел!
Лазарев: Вы просто не позавтракали, наверно.
Николаев: Нет, я позавтракал. Геннадий, давайте представим себе бутерброд, там два кусочка хлеба, между которыми зажата начинка.
Лазарев: Не, вы уводите в сторону! Нет.
Николаев: Да? Почему?
Лазарев: Ну он ближе, всё-таки это вкусовые какие-то вещи и так далее, это уже ну совсем гуманитарий.
Николаев: Хлеб удерживает мясо.
Весёлкин: Ребят, подождите! Гена, вы с нами?
Геннадий: Да-да.
Весёлкин: О молодец какой!
Лазарев: Гуманитарий думает, что он ест, только потому что аппетит есть, это уже физик понимает, что ...
Геннадий: Вы сейчас говорите, а я ещё не позавтракал!
Лазарев: Всё, не надо.
Весёлкин: Геннадий, мы тоже не позавтракали, поэтому ухватились за этот бутерброд.
Николаев: Так, ну что, подскажем Геннадию или просто дадим правильный ответ?
Весёлкин: Подскажем!
Лазарев: Давайте.
Весёлкин: Формулируйте!
Лазарев: Разделение функций происходит между разными материалами, если бы пальто было из одного материала, нужно на холоде очень долго находиться, оно должно быть очень толстым, правильно же, из этого материала?
Геннадий: Ну да, да, согласен.
Лазарев: А так как разделение функций, и воздух в обоих случаях теплоизолирующую функцию несет.
Геннадий: Ну да, он препятствует.
Лазарев: Да. А внешне — это несущее, то, что держит это всё. Ну, стекло ещё и прозрачно, и воздух тоже.
Николаев: Ну это уже другая функция.
Весёлкин: Всё, ребят, закончилось. Геннадий, спасибо вам большое, идите и ешьте всё что угодно!
Николаев: Подкрепитесь, и в следующий раз…
Весёлкин: Заработали, да не на всё, не на хлеб с маслом…
Лазарев: Я старался вопросы такие, чтобы не как в ЕГЭ, что ответил...
Николаев: Мы только за, мы развиваем соображалку!
Лазарев: Пускай будет как-то нечётко, но зато…
Весёлкин: Пусть Геннадий сейчас сядет с книжкой в руках…
Николаев: С томиком Блока, да.
Весёлкин: И в свои 36 годиков подумает, что надо поступить в МФТИ! Так, товарищи, значит, напомню наш телефон 728 71 71, у нас параллельно идет ещё и викторина по школьным, так сказать, предметам, хотя Геннадий, видите, мальчик не маленький, 36 лет. А мы сейчас с вами послушаем обязательно новости, потому что мы должны знать, чем живёт мир, чем дышит страна.
Николаев: Пока мы здесь с Геннадием общались.
Весёлкин: Да-да. А я напомню, что у нас в гостях Михаил Иванович Лазарев — кандидат физико-математических наук, основатель образовательного портала ИнтернетУрок, и вы все вопросы по поводу этого портала, и вообще что такое ИнтернетУрок, и можно ли обучаться в пространстве интернета, можете задавать. Ну и параллельно отвечайте на наши, как оказалось, почти заковыристые вопросы.
Николаев: 495 728 71 71 — этот номер вам пригодится, потому что у нас вопросы ещё есть и есть, самое главное, подарки.
Весёлкин: Что такое интернет-обучение по школьной программе, сегодня мы выясняем у Михаила Ивановича Лазарева, кандидата физико-математических наук, основателя образовательного портала ИнтернетУрок, и параллельно у нас проходит ещё и викторина по школьным предметам, раздаём подарки.
Николаев: Книги.
Весёлкин: Книги, да. Михаил Иванович, значит, скажите ещё несколько слов, конечно, почему нужно всё-таки, ну потому что есть…
Николаев: Пользоваться дополнительными источниками.
Весёлкин: Именно, вашим вот этим ресурсом, потому что все говорят, что непосредственно общение с педагогом — это совершенно другая история. А вот история интернетная, она совершенно тоже другая? Хотя вы сказали, что у вас есть теперь ещё ресурс один — ютуб, где, так сказать, всё-таки можно наблюдать ещё.
Лазарев: Да, конечно, мы туда выложили, и всё равно это ИнтернетУрок. Никто не отменяет учителя. Знаете, в чём проблема главная сейчас, мне кажется? Как только начинается речь про интернет-обучение, онлайн-обучение, сразу говорят: «А как же учитель? Вы хотите учителя подменить?». Давайте ученика в центр ставить. Роль учителя, конечно, будет меняться. Всё меняется вокруг, и так быстро, что мы только потом вспоминаем: «Смотри, раньше это было так, а теперь эдак!». Роль врача, опять же, изменилась, правильно, потому что он работает по некоторым стандартам. Такси вы теперь заказываете по-другому. А ваша профессия не изменилась? А тех, кто издаёт журналы, газеты?
Весёлкин: Всё меняется.
Лазарев: Всё меняется! И роль учителя... А тут какая-то консервативная штука. А вот контакт, пожалуйста, контакт, становись больше в наставническую область. Вот видите как, мне кажется, интернет, онлайн-образование, оно просто уберёт плохих учителей, а хорошим только...
Николаев: Даст возможность дополнительную.
Лазарев: Да, дополнительную, ну это расширит учебник.
Весёлкин: Михаил Иванович, а что такое хороший учитель? Кто такой хороший учитель?
Лазарев: А вот я когда рассказывал, как нужно физику рассказывать, вот это хороший. Тот, который любому уроку найдёт начало в жизни ребёнка. Не будет, как в некоторых учебниках написано, тоже таких популярных: «Мы вас приведём в какую-то удивительную страну под названием математика» — всё, сразу закрываю учебник и всё, на мой вкус. Нужно сказать: вот, мы вам покажем, как математика поможет вам больше видеть в окружающем мире. То есть у тебя было просто зрение, а теперь ещё, ну не знаю, инфракрасное появится.
Николаев: Понятно, да.
Лазарев: Вот как должно быть.
Весёлкин: Дополнительный инструмент.
Лазарев: Да, дополнительный инструмент, который поможет мне в моей жизни. Например, вас бы спросили, что лучше рассказывать: стереометрию — кто там как кого пересекает и что там получается — или рассказать что-нибудь из принятия решений? Ну ведь каждый человек знает, что если он подбегает к остановке и говорит: «А 70-й уже ушёл? Ах, чёрт, долго ждать!» Или вчера по литературе спрашивали, завтра не спросят, правильно? Это же всё статистические решения, почему бы про них не рассказывать в школе? Нет, как в 19-м веке утвердили программу, учителя научились этому всему. Ой, не хочется, потому что тут нам столько пишут обычно, десятки тысяч нам пишут...