Манн жил в довоенной Германии и был свидетелем того, как эта высокая культура вполне уживалась с высоким уровнем антисемитизма, с чувством превосходства немецкой культуры. Вот курьезный пример отношения к евреям, описанный Расселом в его «Истории западной философии», в кругах высокой культуры: Ницше, поссорившись с Вагнером, жестоко ругал его и «даже дошел до того, что обвинил Вагнера в том, что он еврей» (именно так в оригинале – accuse). Известны случаи антисемитского поведения студентов на лекциях Эйнштейна в университете еще в 1922 году. А вот мысль касательно превосходства из той же статьи Манна: «Германия, некогда стоявшая во главе духовного развития мира, уже не создавала великих ценностей… » «Мы» – во главе, и отсюда следует, что «они» (весь мир) отстают.
И там же есть строки, показывающие, что автор считает критикой в адрес своего народа:
«Беспощадные истины, которые великие немцы – Гельдерлин, Гете, Ницше – бросали в лицо Германии, нельзя даже и сравнить с тем, что когда-либо говорили своим народам француз, англичанин, американец. Гете, во всяком случае в устных беседах, доходил до того, что желал немцам диаспоры. «Немцы, – говорил он, – должны быть разбросаны, рассеяны по всему свету, как евреи, – и добавлял, – чтобы на благо остальным народам раскрылось все то хорошее, что в них заложено».
В приведенных словах Гете можно увидеть и предчувствие, что объединенное немецкое государство может быть опасным, и похвалу индивидуальным чертам немецкого характера. Но как Манн увидел в словах великого соотечественника беспощадность – трудно понять. … Знал бы он до чего доходил Чаадаев – впрочем, он русских тут и не поминает.
Склонность к самопознанию очень напоминает самолюбование, которое началось задолго до 30-х годов XX века. Хвалили «своих» и Фихте – «Иметь характер и быть немцем – означает одно и то же», – и Гегель с его абсолютным духом, переместившимся навсегда из Средиземноморья в Германию, и Маркс, который считал, что немцы – наиболее революционный народ (читай – передовой), а многие другие обречены на исчезновение (см., например, статью 1848 года «К венгерской борьбе»). Про Ницше и говорить не стоит.