А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
Школьная литература. Читаем вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Можно ли придумать пословицу? Грибоедов показал: можно. И много. А читатель «Горя от ума» присутствует при их рождении, изобретении. И одно это уже причина внимательно приглядеться к банальной истории, случившейся 200 лет назад в обычном дворянском доме.
Крылатые выражения в произведении «Горе от ума» (00:00)
«Горе от ума» – одно из самых известных произведений в русской литературе.

Без пословиц и поговорок наша речь скучна. Произведение содержит колоссальное количество крылатых выражений, их придумал Грибоедов, и они ушли в народ.
«Ах, злые языки страшнее пистолета»,
«Когда постранствуешь, воротишься домой и дым отечества нам сладок и приятен»,
«Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом».

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
Есть целый список пословиц и поговорок из этой комедии. Один человек внёс немалый вклад в обогащение русской речи (см. рис. 1).
Рис. 1. Александр Сергеевич Грибоедов
Проблема ума в комедии «Горе от ума». Кто в произведении умный? (02:35)
Возможно, сейчас читать произведение сложно. Другая обстановка – московский дом в начале XIX века. Действия происходят после Отечественной войны 1812 года. Многое задерживает и рассеивает внимание, мешает воспринимать произведение. Но отношение людей не меняется.

Любили друг друга два человека, но расстались. Через три года Чацкий возвращается, но попадает в иную атмосферу. Софии семнадцать лет, значит, когда он уезжал, ей было всего четырнадцать. Конечно, за это время девушка сильно меняется. Но этот человек рассчитывает на то, что его должны встречать с восторгом и радостью. Он за «три года и двух слов не написал», а потом удивляется.

Почему такое название «Горе от ума»? Кто в произведении умный?

Половина героев вполне реальны, другие как будто взяты из классики с говорящими фамилиями, читателю понятно, кем они являются (см. рис. 2).
Рис. 2. Н.В. Кузьмин. «Фамусов и Чацкий»
Интересны главные действующие лица: Чацкий, София, Лиза, Фамусов. Они многогранны, как реальные люди. Про них нельзя однозначно сказать, хорошие они или плохие.

На мой взгляд, Чацкий не столько умён, сколько умничает в странных обстоятельствах. Кто же на самом деле умён? София. Девушка даёт чёткие оценки, у неё здравый ум. Ей в скором времени нужно принять главное решение в жизни – есть два претендента на её сердце.

София говорит Чацкому:
София

– Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Весёлость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы…

Чацкий

Я сам? не правда ли, смешон?

София

Да! грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.


А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
Потом София говорит про Молчалина:
София

Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
София говорит как зрелый человек, она оценивает мужчин.

Мы часто встречаем людей, которые всё время что-то критикуют. В их измышлениях много правды, но не всегда есть истина. Достоевский говорит:
«Истина без любви – ложь. Ищите любви и копите любовь в ваших сердцах. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».
Без чувств к истине приблизиться невозможно.

Чацкий лишь умничает. Что интересно, чуть позже появился человек Чаадаев, который всё критиковал (см. рис. 3). Чацкий и Чаадаев – похожие фамилии.
Рис. 3. Петр Яковлевич Чаадаев
Чаадаев критиковал всё в России: православие, устройство, людей, нравы. Говорил, что Россия отстала от Европы.

Чацкий такой же, только в пределах московского дома. Он появляется в усадьбе и всё громит, потому-что всё ему «не так».

В эволюции развитие имеет то, что успешно. Так же устроены мозговые штурмы.
Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
В мозговом штурме нужно поддерживать позитивные идеи, чтобы было развитие. Хвалить нужно больше, чем ругать. А Чацкий всех только ругает. Претензия к людям за то, что они недостаточно умны, глупа. Прояви свой ум и покажи, куда двигаться и что делать.

У Достоевского есть фраза: «Разум – подлец, оправдает что угодно».

Чацкий озлоблен, потому что он пропустил что-то, его не было три года. Эти озлобления переходят в его сентенции.
Что смешного в комедии «Горе от ума» (11:44)
Юмор пятнадцатилетней давности уже не кажется смешным. Ситуации меняются.

Смешон сам Чацкий.

Кто-то говорит, что смех родился из унижения, насмешки. Я склоняюсь к другой версии. Смех был механизмом установления отношений. Дружеские похлопывания по плечу, подшучивания, но есть грань, которую переходить нельзя. Смех нужен для решения каких-то ситуаций. Мы ценим в людях чувство юмора, благодаря которому можно избежать ненужных конфликтов.

Возможно, что позже это орудие установления дружеских отношений было использовано по-другому, не в мирных целях. Появилась насмешка. Нам нравится смеяться и шутить, но объектом смеха мы становиться не хотим. Насмешка жестока. Нужно отличать эти вещи и сдерживаться.

Гоголь в конце произведения «Ревизор» говорит: «Чему смеётесь? Над собою смеётесь!».

Автор спасает нас от насмешки, ведь над собой посмеяться можно. Вспоминается высказывание Козинцева: «Злоупотребление смехом – фундаментальная ошибка культуры». Обращение позитивной энергии в оружие – фундаментальная ошибка.
О негативе в литературе (14:33)
Почему в литературе так много пишут о плохом? Чацкий заявлен положительным героем, но он таким не является, та же ситуация в произведениях «Герой нашего времени», «Мёртвые души» и др.

У нас много реальных положительных героев. Вспомним математика Лобачевского, его теорема известна на весь мир, а он всего на четыре года старше Пушкина. Лобачевский жил в то время, про которое пишет Грибоедов. В начале того же века наш мореплаватель Михаил Лазарев доказал, что Антарктида – это материк. Почему писатели не замечали таких людей и видели только «мертвые души», Собакевичей и Фамусовых?

Но и сейчас писатели пропускают тех, кто на самом деле меняет общество. Ведь были люди, которые готовили техническую революцию, а вместе с ней и поворот всей хозяйственной деятельности. Благодаря им мы наслаждаемся современными благами.

Писать о негативе, наверное, традиция. После Грибоедова и Гоголя продолжил издевательство над нравами и Чехов. Он насмехался и над обыкновенными людьми. Например, почему Ионыч не положительный герой? Он же постоянно работает. Это какое-то специальное свойство нашей литературы или так подобран её список для школьников?

Где герои, за которыми хочется идти? Не за Обломовым же двигаться и не за «Недорослем», только если за Гринёвым из «Капитанской дочки».

Другие материалы