Если есть легитимность или святость, то создаётся дух правления. Потому что кто нами правит? Не просто какой-то известный человек, а обожествлённый. Это всё есть у Пушкина. Мы видим: когда собираются гости у Шуйского, они произносят молитву. Она предписана Борисом Годуновым. Более чётко это видно у Алексея Толстого в его драме «Царь Борис». Годунов занимался тем, чтобы создавать культ личности. Но культ личности – это ловушка. Если ты такой великий, то всё, что делается в стране, зависит от тебя. Люди где-то внутренне с удовольствием все свои беды персонифицируют. Недород, война, мор – понятно, откуда это, кто в этом виноват. Он же великий, он же гений, он же Бог.
Царствование Бориса начиналось успешно. Но в 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы. В следующем 1602 году холода и неурожай повторились. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба выросла в 100 раз. Чувствуя, что вера в него как в государя исчезает, Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Люди начинали думать, что это кара Божья, что царствование Бориса Годунова незаконно и не благословляется Богом.
А с другой стороны, бывают обстоятельства, когда по-другому легитимность и не создашь. И более того, без легитимности, без этой святости и государство может не устоять под действием внешних факторов. Ведь посмотрите: правители стран, которые нападали на Россию, они все были обожествлены у себя в стране. Например, Наполеон. Значит, ему можно было противопоставить только дух войска, дух народа. А дух проявляется в том, что нами правит великий человек. Не просто выбранный нами, который немного умнее остальных, а какое-то подобие божественного создания.
Лжедмитрий, кстати, совершает ту же ошибку – не учитывает этого «нечто». К нему все отнеслись хорошо, приветствовали, вязали бояр, которые сопротивлялись, и города сдавались, и в Москву он легко вошёл. А потом начал что-то делать не так. Например, вместе с ним в церковь вошли ляхи, представители другой религии, что грех. Устроил свадьбу, женясь на женщине другого вероисповедания, которая даже не обещает перейти в православие. Это опять нарушение традиций.
Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания – казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф. Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственнее насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.
Все это постепенно накапливалось, и Шуйский воспользовался этим, чтобы совершить удачный заговор против Лжедмитрия. Шуйский дал возможность Лжедмитрию совершить эти ошибки. Да, мелкие, но сумма их позволила потом поднять народ против самозванца.