А.П. Чехов «Ионыч»
Что плохого в провинциальной жизни?
Провинция – понятие не географическое, а культурное. Почему Чехов так строг к провинциальной жизни в рассказе «Ионыч»? Что плохого в том, что Старцев купил несколько домов и ездит на тройке? Разве было бы лучше, если бы он работал бесплатно и ходил на вызовы пешком? Есть ли право у автора осуждать семью Туркиных – ведь он и сам пишет и участвует в постановке спектаклей? Что общего между рассказами «Ионыч» и «Дама с собачкой».
О повести А.П. Чехова «Ионыч» (00:00)
В повести Чехова «Ионыч» рассказывается о молодом талантливом враче, который приезжает в провинциальный город, постепенно деградирует и становится обывателем. А вначале он нёс в себе высокие духовные амбиции и был романтиком (см. рис. 1).
Рис. 1. Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу «Ионыч»
Чтобы непредвзято проанализировать произведение, прочтем его, словно мы не знаем имени автора. Что же Чехов хочет донести до читателя?

Старцев – хороший врач, много работает. Довольно быстро обеспечивает себе хорошую практику. Заметьте: он приехал земским врачом, а вскоре началась частная практика.
…Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве; но вот из города принесли письмо в голубом конверте….

…Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью.


А.П. Чехов «Ионыч»
Возможно, у Старцева нет твердой социальной позиции. Он кажется хрупким под давлением окружающей, «удушающей» среды провинциального города. Чехов был строг к провинциальной жизни.
А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними....

А.П. Чехов «Ионыч»
Образ провинциального города в прозе А.П. Чехова (03:07)
В произведениях Чехова провинция иллюстрируется как что-то тягостное и тяжелое. Но такую же характеристику Антон Павлович дает и столичной жизни. Вспомните «Даму с собачкой», когда Гуров жаловался на обеды и обжорства, игру в карты и прочее.
Провинция понятие не географическое, а скорее, культурное. Можно жить в провинции, находясь в столице, и не озадачиваться высокими мыслями, а можно и в деревне из себя что-то представлять.
Не у всех получается стать выдающими писателями, хотя само стремление уже прекрасно.
Человек и среда в прозе А.П. Чехова (04:02)
Например, чета Туркиных, которыми был очарован главный герой в начале произведения, по мнению автора, оказались заводными куклами. У них заученные фразы и похожая реакция на различные ситуации. В городе Туркины считаются умными и талантливыми.
Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

А.П. Чехов «Ионыч»
В то время не было телевизоров и интернета, люди создавали культурную среду. К этому можно относиться насмешливо. Что мог написать провинциал? В любом случае это интеллектуальное занятие. Жена Туркина сочиняет романы и читает их вслух. А чем могут быть плохи Туркины? Они стараются создать хоть какую-то отдушину в месте где «о съедобном только говорят». А Чехов их презирает: муж плохо шутит, жена – графоманка и недостаточно хорошо пишет, а соседи сплетничают. Классик требователен к людям.
Все это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так милы и дороги когда-то, он вспомнил все сразу – и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

А.П. Чехов «Ионыч»
А как Чехов обошёлся с семьей Кувшинниковых? Почитайте «Попрыгунью».
«Попрыгу́нья» – рассказ Антона Чехова, написанный в ноябре 1891 года. По мнению исследователей, в основе произведения – подлинная история, однако сам рассказ «шире реальной ситуации, нашедшей отражение в фабуле».
Если бы не мудрость мужа Кувшинникова, то Чехов своим рассказом разрушил бы семью (см. рис. 2).
Рис. 2. И.А. Бодянский. Иллюстрация к рассказу «Попрыгунья»
Не пожалел Чехов и великого живописца Левитана, прототип которого просматривается всеми современниками.
Несмотря на попытки Чехова изменить внешность и биографические детали героев, современники узнали в «Попрыгунье» всех действующих лиц. Иногда это «узнавание» обретало комический оттенок. В письме мемуаристке Лидии Авиловой Чехов сообщал, что одна его знакомая, будучи почти вдвое старше Ольги Дымовой, «узнала себя в двадцатилетней героине»

Слова собеседницы Чехова о том, что «вся Москва обвиняет его в пасквиле», были достаточно мягкими по сравнению с реакцией других людей, «угадавших» себя в «Попрыгунье». Левитан не разговаривал с писателем в течение трёх лет, а первоначально даже намеревался вызвать Чехова на дуэль. Режиссёр Ленский, увидевший в рассказе карикатуру на себя, на восемь лет прервал общение с автором. Контакты с Софьей Петровной Кувшинниковой прекратились и больше не возобновились.
Если не хвалить ребёнка, то стать успешным ему будет трудно. Многие наши писатели критикуют российскую жизнь. Возможно, лозунгом должна стать фраза: «Родина – это дитя». А сам писатель говорит, что лучше бы жители С. ходили в театр и читали книги. Старцев не ходит в театр. На какие постановки ему ходить: «Вишневый сад» или «Три сестры»? В этих пьесах инициативный человек – отрицательный герой. Будет ли Старцеву интересно? Или он должен читать «Даму с собачкой»? О том, как человек когда-то влюбился и несет этот крест на себе.
Почему не состоялась любовь Старцева и Котика (07:43)
Старцев как будто полюбил, но потом не решился на действия. Некоторые критики говорят, что герой не доверился своему чувству, предал свою любовь. А может быть, не предал, а понял, что любви нет?
– А я вчера был на кладбище, – начал Старцев. – Как это невеликодушно и немилосердно с вашей стороны...
– Вы были на кладбище?
– Да, я был там и ждал вас почти до двух часов. Я страдал...
– И страдайте, если вы не понимаете шуток.


А.П. Чехов «Ионыч»
Как к Старцеву относится Котик? Она читает Писемского «Тысяча душ», где также рисуется мрачная картина.
«Тысяча душ» – социальный роман, который принято считать самым значительным произведением русского писателя А.Ф. Писемского. Представляет широкую панораму дореформенной русской действительности, причём как в столице, так и в провинции. Автор работал над книгой под рабочим названием «Умный человек» в течение пяти лет – с 1853 по 1858 год, когда роман наконец увидел свет.
Разве сертификат на любовь дается каждому от рождения? Просто кому-то повезет, а кому-то нет. Вовсе не обязательно, что человек искренне и верно полюбит. В «Даме с собачкой» полюбили и не знают, что с этим делать. До этого момента, наоборот, жили счастливо.
Образ Старцева в повести А.П. Чехова «Ионыч» (08:55)
Старцева автор рисует толстым человеком.
Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой…

…Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным "Прррава держи!", то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…

…Вероятно, оттого, что горло у него заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким.


А.П. Чехов «Ионыч»
Но разве полнота Старцева – это душевный недостаток? Например, баснописец Крылов был толстым (см. рис. 3), Гончаров не был худым. Разве бы Чехов написал о них так?
Рис. 3. Иван Андреевич Крылов
Чехов пишет о том, что Старцев любил перебирать бумажки. Герой, может быть, умрет от апоплексического удара, зажимая в руке бумажки. А возможно эти бумажки – доказательство того, что он нужен людям. Он одинок, жизнь не наполнена удовольствиями.
Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это – по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, – было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.

А.П. Чехов «Ионыч»
Старцев купил несколько домов, но ведь нужно вкладывать деньги.
У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее <…> У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там.

А.П. Чехов «Ионыч»
Давайте послушаем, как радовался сам автор, когда купил дом.
Третьего дня я был в имении, которое покупаю. Впечатление ничего себе. Дорога от станции до имения всё время идет лесом. Расстояние такое, как от Боброва до Коршева. Само имение симпатично. Дом новый, крепкий, с затеями. Мой кабинет прекрасно освещен сплошными итальянскими окнами и просторнее московского. Но в общем будет тесно. Амбары и прочие постройки новы. Сад и парк хороши. Инвентарь, если не считать рояля, никуда не годен. Парники хороши. Оранжереи нет.

Покупать имение скучно. Это раздражающая пошлость. Всё время, после того как мы расстались, я делал глупости и среди пошляков чувствовал себя непрактическим дураком, который берется не за свое дело. Я рыскал по всякого рода паразитным учреждениям и платил вдвое больше, чем рассчитывал... Формальности по покупке обошлись мне дороже тысячи рублей. Художник, продающий мне имение, шалый человек, из страха, что я могу отлынуть, всё время лгал мне и в крупном и в мелочах.

А.П. Чехов. Письма.
Этот же человек построил дом в хорошем месте с итальянскими окнами. Чехов, естественно, получает удовольствие от того, что приобрел дом. Почему же нельзя этого простить своему герою. Если не будет Старцевых, кто будет работать, пусть даже за деньги?
Деньги – это способ обмена своими услугами, товарами. Деньги нравятся, потому что это оценка значимости человека.
У Старцева во второй раз просыпаются чувства к Екатерине.
И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек.

– А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? – сказал он. – Тогда шел дождь, было темно... Огонек всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...

А.П. Чехов «Ионыч»
Но тут герой вспоминает про то удовольствие, которое он получает, вынимая вечером бумажки из кармана, и чувства угасают.
– Я только о вас и думала. Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! – повторила Екатерина Ивановна с увлечением. – Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...

Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас.


А.П. Чехов «Ионыч»
А возможно, Старцев прочитал что-то похожее на «Ионыча», или в детстве ему кто-то сказал, что плохо получать удовольствие от того, что ты заработал. Вот у него и пропала едва возникшая любовь к Котику. Возможно, деловые люди из-за литературы считают, что они не достойны любви. А если ты романтичный, то к деньгам должно быть презрительное отношение.

В конце приведу цитату Бунина из романа «Жизнь Арсеньева».
Россия в мои годы жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых крепких, все возрастало в ней. Однако разве не исконная мечта о молочных река, воле без удержу, о празднике была одной из важнейших причин русской революционности. И что такое вообще русский протестант, бунтовщик, революционер всегда до нелепости отрешенный от действительности и ее презирающий, ни в малейшей мере не хотящий подчинится рассудку, расчету, деятельности невидной, неспешной, серой. Как! Служить в канцелярии губернатора, вносить в общественное дело какую-то жалкую лепту. Да не за что – «Карету, мне, карету!»

И.А. Бунин
Бунин младше Чехова всего на десять лет. Авторы пишут об одном времени, но совершенно по-разному. У Чехова в России одни Ионычи, а Бунин говорит о том, что есть и другие люди, благодаря которым росла промышленность и менялась жизнь.

С течением времени интерпретируешь произведение по-разному, чем больше приобретаешь жизненного опыта, тем яснее видишь вещи, которые раньше были намеками.
Другие материалы