А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
Два одиночества
В произведениях классиков каждая строка на месте и не случайна. Татьяна говорит открытым текстом о своих чувствах и желаниях, и это естественно для тринадцатилетней девочки. А Онегин? Вы заметили, что он в своем письме использует пассивные обороты, снимая с себя вину за смерть Ленского? Чего на самом деле Евгений ждет от Татьяны и почему возлагает на нее ответственность за свою жизнь? Предлагаем вам опыт внимательного прочтения романа «Евгений Онегин».
Одиночество – это естественно (00:00)
Сегодня мы поговорим о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Рис. 1. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (Источник)
Почему стоит читать классику? Потому что там каждая строка неслучайна. Потому это произведение и великое – там всё к месту. Его можно разбирать как явление природы. Учебников физики много, а законов физики гораздо меньше, поэтому можно читать не много, но внимательно. Сейчас я как читатель хочу рассказать, какими увидел отношения Евгения и Татьяны. Их два письма – это ключевые моменты. Эти письма можно сравнивать. По структуре они очень похожи, но по смыслу и внутреннему содержанию они совершенно разные. То, что звучит нормально, романтично и красиво в устах тринадцатилетней девочки, выглядит странно, даже неуклюже, когда автором этих мыслей является взрослый опытный мужчина двадцати шести лет. Мне кажется, что при рассмотрении этих двух писем главное понимать, что два человека борются с одиночеством. Татьяна говорит об этом прямо: «Вообрази, я здесь одна, // Никто меня не понимает».
Рис. 2. Татьяна пишет письмо (Источник)
Она, совсем ещё юная девушка, пока не понимает, что это нормально, когда человек один, что одиночество – это оборотная сторона индивидуальности: общаться с другими нужно, но ты всегда сохраняешь самого себя. Но Евгений уже знает, что это нормальное состояние для человека – в определённой мере быть одиноким, в отличие от Татьяны.
Любовь – это школа альтруизма (02:18)
Давайте подумаем вот о чём: человек рождается, вначале его мозг занят им самим (как управлять своим телом), то есть фактически включён внутрь себя. Потом за человеком ухаживают родные, помогают ему, обучают всему, что необходимо для выживания. И в этот период ему не принципиально глубоко понимать другого человека. Но потом наступает критический момент: природа даёт возможность научиться понимать другого человека – любовь. Я бы сказал, что любовь – это школа альтруизма. Другое дело, что не все хорошие ученики в этой школе: человек может влюбиться, но так и не научиться думать о другом.
Влюблённость – это критический момент, когда человеку необходимо быть понятым, но для этого он и сам должен попробовать понять другого. Вот в чём суть.
Поэтому я и говорю, что слова Татьяны об одиночестве звучат нормально, ведь она ещё не пытается понять Евгения, она рассказывает о том образе, который сложился у неё в голове.
Свобода – это ресурс (03:43)
Когда же Онегин, взрослый человек, пишет своё письмо, то его строки об одиночестве «Свою постылую свободу// Я потерять не захотел» и дальше: «Я думал: вольность и покой// Замена счастью. Боже мой!// Как я ошибся, как наказан». Вообще, человек в его возрасте должен уже понимать, что свобода как деньги: если ты её не тратишь, она пропадает. Представим ситуацию, когда мы оказываемся в новом для нас городе и, не выбирая маршрут, решаем никуда не идти, остаться свободными, не имея цели. В итоге мы останемся ни с чем. То же самое в дружбе и в любви: можно всю жизнь близко ни с кем не общаться, чтобы не потерять свою свободу, но это ведёт к одиночеству. То есть свобода – это ресурс, которым надо распоряжаться. И Онегин, с его опытом и положением, уже должен был бы это знать.
Рис. 3. Евгений Онегин (Источник)
Я заметил, что у А.С. Пушкина достаточно много произведений так или иначе касаются темы свободы, случая и чести. Можно сказать, что эти три понятия крепко связаны между собой, растут из одного корня. Без случайностей не будет и свободы; сохранение чести – это тоже свобода: ты не обязан её сохранять, но это твоя свобода выбора, когда честь может стать дороже жизни. Эти понятия встречаются у Пушкина много раз. Даже то, что уже цитировалось: «Я думал: вольность и покой// Замена счастью. Боже мой!// Как я ошибся, как наказан». В одном из своих стихотворений Пушкин пишет: «На свете счастья нет, но есть покой и воля.// Давно завидная мечтается мне доля». Размышления о том, могут ли покой и воля быть заменой счастью, звучат не единожды. И раз уж такой человек, как Пушкин, не один раз задумывается об этом, то и нам стоит об этом подумать.
Образ Онегина (06:57)
Я считаю, что для Татьяны хорошо, что она не связалась с Онегиным. Почему? Посмотрите, как он говорит про дуэль, про гибель Ленского: «Ещё одно нас разлучило…// Несчастной жертвой Ленский пал». Ленский пал будто бы самостоятельно, будто никто в него не стрелял. Так маленькие дети говорят: не я чашку разбил, она сама разбилась. Но Онегин стрелял первый. Вначале пожалел, чуть-чуть задумался о том, что можно было бы попробовать как-то договориться с Ленским, закончить дело миром, но привычки сильнее – и он пошёл стреляться, и стрелял первым. А после этого «Несчастной жертвой Ленский пал» – будто это само получилось.
Рис. 4. Дуэль Онегина и Ленского (Источник)
Я считаю, что при общении с людьми важно следить за употреблением таких вот пассивных конструкций «я ни при чём», «оно само» и т. д. Это выдаёт незрелых и безответственных людей. Мне вспоминается история о том, как одному высокопоставленному лицу посоветовали рассказать про несчастный случай, виновником которого он был (выстрелил в своего коллегу), таким образом: Джонсон (пострадавший) выбежал на путь пули, вылетевшей из моего ружья. Вроде и сказал то же самое, но всю ответственность с себя снял.
А дальше в письме Онегина даже шантаж идёт: «Но чтоб продлилась жизнь моя,// Я утром должен быть уверен,// Что с вами днём увижусь я…» То есть Евгений опять перевешивает ответственность на другого: ответственность за свою жизнь на Татьяну. Можно считать, что это просто слова. Но это пишет взрослый человек, которому стоило подумать о том, что он пишет любимому человеку. Чего он добивается? Он хочет, чтобы Татьяна развелась? Он поставил себя на её место? Придумал какие-то варианты ответа на своё письмо? Видимо, нет. Конечно, не хочется говорить какие-то слова формата «произведение учит нас чему-то», но мне кажется важным, когда художественное произведение даёт возможность подумать, дать вектор этим размышлениям, инструмент размышления о жизненных ситуациях. Думаю, при правильном, внимательном чтении того, что пишут друг другу Евгений и Татьяна, можно многое увидеть, понять и переосмыслить для себя. Проанализировав письмо Онегина, можно сделать много выводов об этом человеке, который, кроме отметки ногтей и замены барщины оброком, ничего хорошего не сделал. С учётом того, что повествование, по сути, ведётся от его лица, читатель невольно проникается к нему симпатией, но она невольна.

В защиту Онегина можно привести слова самого Пушкина: «Что очень мило поступил// С печальной Таней наш приятель». Это, конечно, положительно его характеризует. Но если решать, связывать с таким человеком судьбу или нет, то предыдущий аргумент кажется более весомым. Можно даже подумать о том, почему именно так: у тринадцатилетней Тани интуитивная часть души, которая не вычисляет, а просто определяет правильность поступком, развита прекрасно. Вспомним, кто воспитывал Онегина и Ларину: у Тани была няня, а у Евгения – бездушные гувернёры, вот и получилось то, что получилось. И когда он уже пришёл к тому, что начал что-то чувствовать, было уже поздно: структурная часть души была уже сформирована.

Другие материалы