Экология
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Экология - наука о том, как внешне безобидные действия могут привести к катастрофическим последствиям. Как свинцовые трубы водопроводов ослабили Римскую империю, почему полимеры - слишком новые материалы для природы и как сиюминутная выгода привела к экологической катастрофе на острове Пасхи? Об этом и не только мы поговорим в видео «Экология» нашего нового проекта, посвящённого обществознанию.

1. Определение экологии (00:10)

Человек является неотъемлемой частью природы. Мы активно воздействуем на неё, и это часто проявляется не лучшим образом. Экология – наука о том, как предвидеть последствия воздействия людей на природу, прогнозировать проблемы и решать их.

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος – обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος – понятие, учение, наука) – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

По типу воздействия можно выделить три проблемы. Они возникают у природы из-за нас и к нам же возвращаются.

2. Проблема № 1: Перенаселение (00:45)

Нас очень много. Последствия, которые влечёт безудержный рост популяции человека, можно отследить на примерах островных государств, где количество земли ограничено. Например, в Японии XVIII–XIX веков практически не было лошадей – всё переносили на руках. Не правда ли, странно для жителей страны, известных миру своими рациональными технологическими решениями? Но представьте, что у вас есть лошадь. Для неё нужно пастбище и площади под покос и заготовку сена. При этом у вас рождаются дети и вы думаете, как их прокормить. Допустим, что отец вам оставил в наследство землю. Ее можно порезать на кусочки и раздать детям для ведения хозяйства. Но позже им тоже придётся кормить своих детей… Лучше носить что-либо на себе, чем оставить детей без риса, и всё приходит к тому, что человек вытесняет лошадь.

Похожая ситуация складывалась и на Британских островах, но там помогла миграция в Америку, где активно развивались промышленность и сельское хозяйство.

Известна плачевная история острова Пасхи, где из-за верований и религии был практически полностью уничтожен лес (см. рис. 1). Вслед за лесом исчезли птицы, и началась ускоренная эрозия почвы. Так нерациональная хозяйственная деятельность привела к истреблению флоры и фауны.
Рис. 1. Остров Пасхи

3. № 2: Группа химических проблем (03:20)

Любое животное оставляет отходы жизнедеятельности, с которыми природа умеет справляться. Тем или иным способом она приспосабливается и утилизирует эти отходы. Человек придумал и создал совершенно новые вещества, которые не перерабатываются естественным образом.

Для разложения, например, полиэтиленовых пакетов или резиновой обуви в природе пока не появились умеющие это делать жучки или микроорганизмы. В итоге такие вещества, как полиэтилен, на планете накапливаются. Новые вещества не вписываются в естественные биохимические циклы. И только в последнее время мы серьёзно взялись за эту проблему, пытаясь утилизировать собственные отходы.

4. № 3: Физическая проблема (04:58)

Вещества в природе обычно распределены так, что неприятностей не приносят. Однако их большая концентрация в одном месте может спровоцировать локальную катастрофу.

Ярким примером физической проблемы для человека стала система водоснабжения в Древнем Риме, которую обеспечивали свинцовые трубы (см. рис. 2). Свинец плохо влиял на здоровье людей, что, в том числе, стало одной из причин ослабления Римской империи.

Не перерабатываются природой и сделанные из глины кирпичи. К счастью, это незначительно влияет на окружающую среду и не столь вредно для человека. Но такие отходы жизнедеятельности тоже сохраняются надолго (см. рис 3). Кирпичные руины иногда способствуют пониманию истории, но далеко не всегда имеют живописный вид.
Рис. 2. Этимология слова «сантехника»
Рис. 3. Древнеримский водопровод Пон-дю-Гар

5. Человечество слишком эффективно (07:00)

Везде, где появлялся человек, через некоторое время исчезали крупные животные, представлявшие ценность для групп охотников. Убив большое животное, можно было накормить всё племя. В местах дислокации людей такие представители фауны уничтожались вплоть до крупных нелетающих птиц.

Осознанно или неосознанно мы разделяем природу на полезное и вредное. Вредное уничтожаем, а полезное активно используем. Например, мы истребляем докучливых насекомых, что сказывается на популяции птиц и может закончиться экологической катастрофой. В зоопарке часто можно увидеть надпись: «Не кормить». В природе всё сбалансировано и даже для полезного и вкусного корма есть мера. Лишнее наносит ущерб конкретным организмам и окружающей среде.

Наша эффективность проявляется в гипервоздействии, то есть слишком сильном воздействии на природу. Оно выражается в производстве слишком большого количества того, что природой могло бы быть переработано, будь его меньше. Известный факт: если в пруду слишком много органических веществ, он зацветает.

Кроме того, как было сказано ранее, мы создаём новые отходы, которые не перерабатываются природой. На место традиционных хлопковых ватников и кожаной обуви, которые с легкостью разлагались и поглощались природными микроорганизмами, пришли синтетические пуховики и кеды. В них совершенно новые вещества, чуждые для природы.

6. В экологии все взаимосвязано (10:16)

При существующем количестве людей невозможно вырастить естественным путём достаточное количество хлопка для одежды. Даже если бы такая попытка была предпринята, то нам пришлось бы сделать хлопчатник настолько эффективным, чтобы на малых пространствах его росло очень много. Но тогда это был бы генно-модифицированный продукт, несущий свои проблемы для экологии.

Для того чтобы накормить то количество людей, которое живёт на планете, необходимо вести сельское хозяйство сверхэффективными методами. Итогом их поиска становятся монокультуры и активное использование различных удобрений и пестицидов. И то, и другое создаёт новые химические продукты и совершенно меняет круговорот веществ в природе.

7. Чем занимается экология? (11:55)

Задачей экологии, по сути, является исправление ошибок человечества. Она изучает их и просчитывает, к каким последствиям для природы приведёт реализация новых проектов и разработок, прогнозирует возникновение угроз и создаёт механизмы их ликвидации.

Часто получаемый в результате производственного цикла продукт вполне приемлем для окружающей среды, например бумага. Но технология её производства предусматривает использование веществ, которые для природы губительны (см. рис. 4).

Задача экологии – помощь в создании замкнутых циклов производства, которые не дают вредных отходов (или дают минимальное их количество). Другими словами, нужно превратить чужеродные для природы вещества в удобоваримый для окружающей среды продукт. Такие замкнутые циклы возникают, но для их работы требуется энергия. Это очень энергозатратные предприятия. А добывая энергию и сжигая нефть, мы вносим дисбаланс в природное энергетическое равновесие. Энергия к Земле поступает от Солнца – частично она отражается, а остальная поглощается растительной средой. Человечество изобретает новые способы преобразования энергии, но, на самом деле, использует энергетические запасы, которые копила планета в течение многих тысяч лет. Это нефть и уголь в том числе.
Рис. 4. Сброс отходов целлюлозно-бумажного комбината в Байкал

8. Что делать с перенаселением? (14:27)

Ученые выяснили, что с развитием общества и культуры рост человеческой популяции приостанавливается. Упрощая существующие процессы, можно сказать, что увеличение требований к культурному и техническому уровню современного человека требует от родителей больше времени и усилий для обеспечения его достижения ребенком. И если в семье десять детей, их намного труднее будет воспитать готовыми к жизни в современном обществе.

Рост населения в развитых странах уменьшается во многом и из-за эмансипации женщин. Они много работают и оставляют время на рождение только одного или двух детей.

Таким образом, требования культуры, а именно образование, эмансипация женщин и другие факторы, проблему постепенно решают. Очевидно, что повышение культурного уровня влияет на численность населения планеты. Успеет ли проблема решиться до того, как мы задохнёмся в перенаселённом мире, – это вопрос второй. Но не нужно забывать, что мир, в котором мы живём, зависит от всех нас.

Другие материалы