Политика
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Каждый из нас – продукт общества. Человеческий детёныш, воспитанный вне общества, мало похож на человека. Вести активную общественную жизнь или нет – это наш выбор. Но как невозможно отказаться от родителей, так и исключить себя из общества нельзя. Мы внутри него. Например, можно не голосовать. Но это значит, что мы в некоторой мере отдаём свой голос другим, потому что их голос будет иметь больший вес... И так во всём – вне общества прожить невозможно. А значит, и вне политики. Неважно, понимаем мы это или нет. Но лучше разбираться в том, в чём ты так или иначе участвуешь. Хотя бы немного.

1. Политика (0:10)

В современном мире политика занимает все больше места и времени. Даже стараясь не участвовать, в большинстве случаев мы в ней задействованы.

По определению, политика – это сфера деятельности, направленная на управление государством. Международная политика – это отношения между государствами.

2. Почему политическая деятельность необходима? (01:00)

Исторически это понятие возникло очень давно. О политике писали еще Аристотель и Платон. Дело в том, что нам экономически выгодно жить в больших поселениях: в городах и в государствах. Потому что они позволяют обеспечивать медицинское обслуживание, образование, а отопление большого многоквартирного дома обходится дешевле жильцам, чем если бы они жили в отдельных домах и каждый из этих домов отапливался бы по-отдельности. Нам экономически выгодно разделение труда, потому что оно позволяет жить продуктивнее и комфортнее.

При этом у нас могут быть разные взгляды на устройство жизни. Кто-то думает, что бесплатная медицина – это хорошо, а врач не без оснований может полагать, что медицина должна быть платной и только тогда она будет эффективной.

Учитель считает, что учителям должны платить большую зарплату и не задаётся вопросом: «Откуда она возьмётся?». Ведь она начисляется из суммарного бюджета и возникнет вопрос: «Кому тогда платить меньше? Полицейским? Или кому-то ещё?»

У нас могут быть разные взгляды на мироустройство даже в малом, но есть и более сложные вещи. Политические партии образуют парламент, где всё обсуждается и принимаются законы. А может быть, нам нужна форма правления, где вся власть будет у одного человека, которого выбирают всем миром? У нас президентская республика, а возможна ещё парламентская… Не говоря о том, что государственное устройство может быть различным – монархия, конституционная монархия, республика... (см. рис. 1).
Рис.1. Формы государства
Все эти вопросы относятся к сфере политики. Наши разные взгляды на устройство жизни – залог того, что политика есть и будет. Два человека с одинаковым образованием и уровнем дохода могут иметь разные точки зрения. Один считает, что если бизнесу сделать маленькие налоги на прибыль, то он будет развивается быстрее. Это новые рабочие мести и большая платёжеспособность населения. В конечном итоге это хорошо для всех. Но живущий рядом человек утверждает, что налоги должны быть большими. Так мы сможем больше помогать неимущим и больше вкладывать в образование. Так будет больше равенства и справедливости. Они оба правы. У обоих есть значимые аргументы в пользу своего утверждения, но будущее они видят по-разному.

Заметьте, в политических дискуссиях часто озвучивают различные предсказания: «Это событие (действие) приведёт к тому-то и к тому-то». То есть варианты будущего различны и нужно искать компромиссы, ведь вместе жить комфортнее. Так образуются политические партии, у которых есть свои программы, которые они отстаивают. Каждая партия убеждает людей голосовать за себя, потому что чем больше сторонников, тем больше веса имеет партия в парламенте и тем больше законов, соответствующих своей системе взглядов, они смогут принять.

3. О политическом устройстве (06:10)

Политика и партии присутствуют не только на государственном уровне, который упомянут в определении, но и на муниципальном и городском. Здесь тоже имеются определённые разногласия, подтверждаемые убедительными обоснованиями. Нужно ли больше денег вложить в образование или построить дороги? Кто прав?

Конечно же, в политике важную роль играют ресурсы – налоги. Из них складывается бюджет поселков, городов и государства. Какими должны быть налоги и их структура – значимый предмет спора, по которому тоже необходимы компромиссные решения.

Нынешнее государство устроено настолько сложно, что его можно сравнить с современным самолётом. Никто не знает полностью, как он устроен. Конструктор досконально разбирается в двигателе, но не знает, из чего устроен салон и какие там применяются материалы. А кто-то знает более общие вещи, не углубляясь в детали.

4. Задачи и функции внутренней политики (08:05)

Итак, в функции политики входит нахождение компромиссов между различными представлениями об устройстве государства. Компромиссные решения призваны выразить интересы всех групп и обеспечить отсутствие конфликтов в обществе либо оставить их лишь внутри какого-нибудь совещательного органа.

Кроме поддержания целостности и интегративной функции, у политики есть задачи самовыражения. Это индивидуальные задачи и решения, принимаемые для каждого индивида. Недаром древние говорили: «Человек – животное политическое». Ему важно участвовать в управлении обществом. Эмоциональное заявление: «А меня не интересует политика» часто можно услышать от людей, которые так выражают свои политические взгляды, а точнее протест действующим политикам.

Важно не только найти компромисс, но и создать предпосылки и возможности для развития общества. Потому что если развития нет, то неизбежно начинается угасание.

5. Задачи внешней политики (09:56)

Безопасность общества, которое и представляет государство, является главной задачей внешней политики.

Армия – основной инструмент достижения безопасности. При этом наличие армии не означает, что она должна воевать. Она обеспечивает безопасность, демонстрируя, что государство может себя защитить. Это её основная функция.

Интересно, что в воспоминаниях немецких генералов есть мысль, что если бы они знали истинный технический потенциал России накануне войны и знали бы о наличии на вооружении СССР танка Т-34, то, может быть, отговорили бы фюрера нападать. По мнению Г. Гудериана, и сам А. Гитлер считал:

«Если бы я знал, что у русских действительно имеется такое количество танков… я бы, пожалуй, не начинал эту войну»

(Адольф Гитлер. 4 августа 1941 года. Г. Гудериан. «Воспоминания солдата»).

Другая функция внешней политики – это защита экономики.

Представьте, что в стране не производятся тракторы, но их решили производить. Ведь их импортируют, неоправданно расходуя средства, которые могли бы вложить в собственную экономику. Научный и технический потенциал для этого имеется. Ясно что любой бизнес имеет какое-то время становления, или раскручивания, как принято говорить. В этот момент он уязвим. Если отечественные тракторы будут на рынке дороже импортных, то их покупать не будут. А чтобы цена была конкурентной, нужно производить много тракторов и должен быть налажен их сбыт. В этом случае появляются защитные протекционистские меры.

Протекциони́змвнешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей.

Здесь необходима тонкая работа дипломатов. С одной стороны, нельзя полностью замкнуться внутри своей страны, производить для себя всё – в современном мире такого быть не может. В тоже время нужно защищать свою промышленность и обеспечивать возможность развиваться. Это совокупные задачи политики и экономики.

6. Связь внешней и внутренней политики (14:05)

Внешняя и внутренняя политика взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Внешняя политика одной страны может переходить во внутреннюю другой через группы влияния или партии, если интересы страны и партии совпадают. Например, есть партия, которая выступает за более демократическую внутреннюю политику. А якобы дружественное иностранное государство считает, что при таком управлении станет проще работать на международной арене. Но и проще оказывать влияние. Это государство начинает поддерживать соответствующую партию. Это нормально и естественно.

Для противодействия чужому влиянию в странах устанавливаются специальные законы. Это пример смешанной политики – внутренней и внешней. Так они переплетаются и влияют друг на друга.

7. Политики – кто они? (15:22)

Политика достаточно сложна, и в ней, как и в любой сложной сфере, имеются свои профессионалы. Типаж профессионального политика в большой мере противоположен типажу представителя творческой интеллигенции. Если у последнего настрой более увлекающийся, он умеет на длительное время погрузиться в одну сравнительно узкую задачу или проблему, то политики такого себе позволить не имеют права. Часто выдающиеся политики нам кажутся циничными и излишне жёсткими, потому что мы судим о них мерками обычной жизни. Но в большинстве случаев они более холодны в своих рассуждениях, потому что понимают, что, пожалев одного, в другом месте потеряют пятерых. Действующие политики – которые непосредственно занимаются управлением – все время сталкиваются с необходимостью делать такой выбор.

Политики, находящиеся в оппозиции, бывают ближе к народу. Они могут предложить пожалеть тех, кто страдает от неурядиц в какой-то арабской стране. Отказ в этом может существенно снизить рейтинги действующих политиков. А согласие приводит к тому, что мигранты несут проблемы государству.

Политик действующий и оппозиционный ведут себя по-разному часто потому, что второму не нужно принимать управленческих решений. Оппозиционеры выступают в роли теоретиков-аналитиков, а действующие политики – практиков. Предлагаемые теории, к сожалению, могут быть в лучшем случае не так красивы на практике.

8. Проблемы демократии (18:10)

В демократии есть плюсы и минусы. Распространённый минус – ловушка популизма.

Популизмполитика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.

Чтобы занять определённый пост, политик должен рассказать о том, что будет делать, когда его займёт. Пообещать больше, чем обещает соперник. Но соперник на выборах может пообещать ещё больше. Ловушка популизма – это необходимость давать несбыточные обещания, чтобы иметь возможность сделать хоть что-то. Решения этой проблем пока не найдено.

Другая проблема – власть денег. При демократии и рынке небольшие группы людей могут концентрировать в своих руках большие деньги. Это позволяет управлять средствами массовой информации. Например, нанять большое количество блогеров, которые будут продвигать определённые идеи. Люди, занятые обычной работой, могут быть подвержены манипуляциям – у них просто нет времени проверять информацию, и они в этом непрофессионалы. Таким образом, не вникая в суть идеи, они могут стать её сторонниками. Не нужно забывать, что именно демократическим путем пришёл к власти Гитлер. У него были идеи и средства, чтобы донести их до народа.

Демократия как будто бы прогрессивнее монархии, но у неё есть свои недостатки. Нет определённого алгоритма решения задач власти денег и народа.

Демократия – плохая форма правления, но ничего лучшего человечество не придумало.
Уинстон Черчилль.

9. Взгляд в будущее (22:10)

Когда образовывались государства, люди объединялись на основе единой культуры, языка или против общего врага. При этом по опыту мы знаем, что единые язык и культура не гарантируют мира и стабильности в стране. Объединение против внешнего врага часто более эффективно.

Когда-то многим казалось, что человечество объединит такая общая масштабная задача, как освоение космоса. Однако сейчас очевидно, что этого не произошло.

Проблемы экологии – это масштабная задача, на фоне которой другие неприятности человечества сравнительно невелики. Проблемы нарастают, и решения им пока нет. Вполне возможно, именно этот общий враг – наши отходы – приведут нас к единению. Только все вместе мы сможем решить эту задачу.

Другие материалы