Праздность
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Праздность, медитация, сон – состояние ума, когда фильтр бытовой логики отключён, образуются необычные фантастические связи. Среди них бывают истинно новые, неожиданные... Потому так часто хорошие мысли приходят во сне, потому, может быть, и «утро вечера мудренее»... Не про это ли писал Пушкин: «Праздно мыслить было мне отрада»? Мозг прислушивается к себе?

1. Праздность в произведениях А.С. Пушкина (0:10)

Праздность – состояние, противоположное труду. В то же время это очень важная часть нашей деятельности.

Человеку, воспитанному в уважении к труду и презрении к праздности, трудно понять мотивы использования этого слова А.С. Пушкиным в своём письме к другу: «Уединение мое совершенно – праздность торжественна». Ведь о том, что презираешь, не говорят «торжественна». Далее, в поистине великом произведении «Моцарт и Сальери», Моцарт представлен «гулякой праздным», хотя понятно, что Пушкин симпатизирует именно ему. В то же время Сальери прославляет труд! Почему так?

Во времена Пушкина под словом «труд» понимали труд именно физический. Ведь ясно, что человек, который пишет стихи, и прачка, стирающая бельё, заняты очень разными видами деятельности. Охарактеризовать эту деятельность одним словом так же сложно, как использовать для описания жирафа и бегемота одно слово – «животное», добавляя к нему различные характеристики. Тут ощущается недостаток слов в языке – то, что филологи называют лакуной (отсутствие в лексической системе языка слова для обозначения того или иного понятия).

Имеет ли ввиду поэт, говоря о праздности, то самое пустое времяпровождение, которое под этим словом обычно подразумеваем мы? Или речь всё же идёт о той части нашего сознания, которая работает, когда мы посещаем музей или читаем книгу? Сейчас это называется работой подсознания или неосознанным движением души.

Помните, как бывает в разговоре, забудешь фамилию: «Ну вот этот артист…», – и не можешь вспомнить. Сколько ни пытайся целенаправленно восстановить её в памяти – не получается. Потом отвлёкся – ушёл в праздность относительно этого вопроса – и вдруг: «Я вспомнил!». Это маленькая модель того, что происходит с учёными, которые говорят: «Решение задачи мне пришло во сне…». Многие ведь слышали историю, что Д.И. Менделееву его таблица приснилась.

2. Роль праздности в принятии нерациональных решений (4:20)

Решения, которые принимает человек, можно условно разделить на рациональные и нерациональные. Например, как быстрее проехать из одного места в другое? Это можно посмотреть, посчитать и точно вычислить – такое решение можно считать рациональным. Но есть вопросы, в которых вычислить точно не получается – как же люди принимают нерациональные решения? Каков механизм?

Простой пример: одно пальто дешевле, другое красивее. Здесь аргументы разных размерностей и разная шкала измерений. Как сравнить высокое с тяжёлым?

Мы часто наблюдаем, как яростно спорят политологи. Казалось бы, они умные люди, а значит, с логикой у них всё в порядке. Им известны одни и те же факты. О чём же спорить? В математике ведь не спорят, а делают расчёты. И когда люди просто спорят о политике – это ещё ладно. Но ведь бывает, что такие споры перерастают в войну!
Известны религиозные споры. Когда люди живут в одной и той же среде и вдруг по каким-то вопросам оказываются на совершенно разных позициях. Могут обладать противоположными точками зрения два человека из одной семьи, из одного класса. В чём тут дело? Ответ есть в песне Высоцкого:

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом –
Значит, в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!

Если путь прорубая отцовским мечом

Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
«Нужные книги ты в детстве читал» – то есть произошла та самая невидимая работа души, из-за которой два человека принимают разные решения.

Наше подсознание работает как плохой журналист. Пример: недавно написали, что в Перми запретили нести знамя Победы на шествии Бессмертного полка. Не может же быть, чтобы журналист соврал!? А он и не соврал, а просто недосказал. Решение не ходить с большими знаменами записано в уставе Бессмертного полка. Сделано это для того, чтобы не заслонять портреты. Это совсем другая акция. Портреты любого размера должны быть видны. И разобравшись в этом, сразу понимаешь, что да, решение правильное.

Подсознание наше работает так же. Что-то отбрасывает ещё до того, как мы это осознали. Алгоритм этого закладывается в детстве. Можно называть это вкусом или воспитанием, но в нас уже присутствует, что отбросить, а на что обратить внимание.

Вот и два политика спорят именно потому, что у них разные вкусы и разные алгоритмы мышления – они по-разному воспринимают действительность.

И если принять праздность как время, когда трудится душа, а не ум, это многое проясняет. Накапливается общее видение – то, что потом позволяет принимать нерациональные решения.

Вся реклама основана на нашем нерациональном выборе. Есть масса экспериментов, когда один и тот же текст, написанный разным шрифтом, воспринимается по-разному. Товар может покупаться чаще только из-за того, что его описание в рекламе было сделано правильным шрифтом. То же можно сказать про цвет и прочее.

Вспомним пушкинского Моцарта, как «гуляку праздного» (рис. 1). Праздный ли он на самом деле? Он всё время погружён в мысли и в музыку. Какого-то старика, играющего на улице, он притаскивает в трактир, на встречу с Сальери. Последний недоумевает: «Зачем это!?» Но Моцарт слышит много больше Сальери. При этом он всё время в состоянии отвлечённости и как бы праздности.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.

Счастливцы, потому что занимаются тем, чем увлечены, и не могут разделить труд и праздность.
Рис. 1. Моцарт и Сальери

3. Как правильно проводить свободное время? (11:10)

В связи с тем, что сам труд очень быстро изменяется, видимо, пора учить человека, как проводить свободное время. Сейчас только на уроках литературы мы постигаем азы того, как можно сделать так, чтобы праздность была возвышенной.

При этом у каждого из нас в кармане все оперы и театры мира, любая музыка и книги. И в этом океане возможностей должны быть какие-то ориентиры. В школе, наверное, нужно подсказывать, как правильно понимать кино, смотреть балет и слушать музыку. И ясно, что детям и родителям необходимо больше внимания уделять этим вопросам. Как именно создать себе «возвышенную праздность»?

Распоряжение своим временем – это и есть главный атрибут свободы. Но учить этому надо. Литература, в том виде как она есть, утвердилась в школе в XIX веке. Тогда доставить много произведений в каждую школу было невозможно. Сейчас у всех есть доступ во все картинные галереи и во все филармонии мира в любое время суток.

Именно в свободное время, во время праздности, человек накапливает способы решений нерациональных задач – потом применяет их. В какой вуз поступать? Когда и с кем вступать в брак? Эти и многие другие жизненно важные вопросы не имеют рационального ответа. Постфактум, конечно, мы можем пытаться как-то рационально обосновать правильность или неправильность такого выбора, но на самом деле ответственность за него – на той части души, которая формирует свои алгоритмы в праздное время. Именно не в пустое, а в праздное, отвлечённое время.

Почему время, проведённое в музее или в театре, праздное? Потому что там мы отвлекаемся от мелочных забот. Произведения искусства помогают наполнить праздное время возвышенными чувствами, которые приводят к рождению алгоритмов души. Потом мы их применяем.

Почему стоит так много говорить о праздности и почему гений Пушкина так явно подчёркивает своё отношение к праздности? Почему это важно?

Потому что нам придётся изменить отношение к труду, каким мы понимали его раньше. Он уже изменил форму и в значительной степени переместился от физического к умственному. Но умственный труд тоже сдвигается – в сторону творческого труда, труда души, для которого важны решения, которые мы принимаем под воздействием алгоритмов, заложенных во время праздности.

4. Как принимаются решения, которые определяют жизнь? (15:50)

Как же быть с тезисами Фридриха Энгельса о происхождении человека, такими как: «Труд создал человека из обезьяны»?

Но ведь есть и другая гипотеза, гласящая, что человека создала любовь. Или, если менее пафосно, то половой отбор.

Половой отбор — процесс, в основе которого лежит конкуренция за полового партнёра между особями одного пола, что влечёт за собой выборочное спаривание и производство потомства. Этот механизм может быть причиной эволюции некоторых характерных черт и приводить к их усилению. В пределах вида один из полов (практически всегда женский) играет роль ограниченного ресурса для другого (практически всегда мужского).

Посмотрите примеры выдающихся природных несуразностей. Например, павлиний хвост. Он ведь выдаёт хозяина каждому хищнику! Зачем он такой? Но так произошло, что среди самок павлинов самцы с таким красивым хвостом более привлекательны. С ними они чаще спариваются и дают больше потомства. В итоге у следующих павлинов хвост ещё более красив. Казалось бы, его раньше времени сожрут хищники. Но он за свою короткую зрелую часть жизни оставит больше потомства в силу своей привлекательности.

То же самое с рогами оленя. Зачем ему такие рога? С ними трудно пробираться через тайгу! Но такие олени оказались привлекательнее при половом отборе.

И вполне возможно, что то же самое произошло с человеком. Самые умные показались самкам более привлекательными. Потом этот ум позволил понять, что из камня можно сделать орудие, и так постепенно мы дошли до компьютеров.

Так что очень может быть, что даже в этом месте культ труда будет развенчан и станет не таким уж священным понятием.

В китайской культуре понятие праздности негативного оттенка не имеет. Иероглиф «сянь» (рис. 2), который её обозначает, можно понять как любование месяцем, что виден в промежутке между створками ворот. Не безделье, а именно любование. Ясно, что это нечто большее, чем быть просто не занятым ничем. Это знак работы духа.
Рис. 2. Китайский иероглиф, обозначающий праздность
Если из культуры убрать непосредственные умения, которыми все мы владеем в большей или меньшей степени, то останется сила души, помогающая принимать решения. Иногда в театре или в музее нас настигает состояние восторженной праздности – когда чувствуешь, что в голове созрело важное решение. Ты его ещё сформулировать не можешь, но оно есть. Позже это решение оформится, и ты поймёшь план действий, но именно в такие моменты принимаются великие решения, подготовленные состоянием свободы духа. Это те некалькулируемые решения, которые определяют нашу жизнь.

Другие материалы