Социальная сфера
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Социальная сфера – это место, где человек имеет возможность проявить себя. О чем вы будете говорить, если вас попросят составить анкету? Вы укажете место рождения, возраст, профессию. Возможно, национальность и вероисповедание. Всё это принадлежность к неким сообществам людей. В этих сообществах – социальных сферах – мы проявляемся, действуя внутри них.
В семье индивид выполняет одни функции, например воспитывает детей. А в рабочем коллективе осуществляет профессиональную деятельность – то, что умеет делать хорошо (см. рис. 1). За это общество его пригласило и платит ему деньги.
Рис. 1. Человек и общество
Страна тоже социальная сфера. Ведь, как граждане страны, мы как минимум голосуем на выборах. Или не голосуем – в любом случае это действие. Определённое намерение, которое таким образом реализуется. Даже с самым большим социумом – человечеством – у каждого из нас есть хотя бы односторонний контакт. Такое взаимодействии открыто, потому что мы получаем возможность соприкоснуться, например, с произведениями мирового искусства или литературы.

Таким образом, мы даже сами себя не определяем отдельно от социума и от социальной сферы, в которой протекает наша жизнь. Это можно зафиксировать и на психологическом, внутреннем уровне. Заметьте, что, когда мы достигаем высокого результата или терпим неудачу, у нас всегда возникает желание поделиться: «Эх, об этом нужно будет рассказать…». У каждого есть своя референтная группа – люди, с которыми он внутренне соотносится. То есть мы не живём в одиночестве. Даже когда кажется, что «я один иду по музею», периодически возникает мысль: «Надо будет это обсудить с…». То же часто происходит при чтении. И кто бы что ни говорил, что он такой отдельный и сам по себе индивид, внутри него все время идёт контакт со своей социальной группой.

1. Одиночество – состояние надуманное (03:56)

Понятием «одиночество» часто обозначается чувство, связанное с отчаянием, которое в православии не случайно считается греховным. Нужно помнить, что одиночества у культурного человека быть не может. Потому что как минимум у него есть книги, которые написали выдающиеся люди, жившие до нас (см. рис. 2). Они потому и выдающиеся, что смогли быть рядом с каждым, сделав что-то в области науки, литературы или искусства. Поэтому культурный и образованный человек, когда ему кажется, что он одинок, должен обратиться к себе и подумать, почему так случилось и не в нём ли самом вина.

Рис. 2. Человек и книги
Говоря об отчаянии, важно помнить, что древний человек выживал в саванне, имея такие недостатки, как отсутствие клыков и когтей, как у льва, не будучи таким же сильным и быстрым. Однако сейчас мы смотрим на льва в зоопарке, а не он на нас.

То есть наши недостатки обернулись достоинствами. Мы их компенсировали общением. Мы развили систему знаков, которую имеют и многие животные, но мы превратили её в речь – очень эффективное совместное действие. Здесь хочется процитировать стихотворение нашего выдающегося поэта Е. Баратынского «Не горюйте, все проходит»:

Не ропщите: всё проходит,
И ко счастью иногда
Неожиданно приводит
Нас суровая беда.

И веселью, и печали
На изменчивой земле
Боги праведные дали
Одинакие криле.

Одиночество во многом возникает из-за устроенности нашей жизни. Ещё совсем недавно – несколько десятков лет назад – было трудно выжить, не имея друзей. Даже для того, чтобы передвинуть мебель, нужны друзья, знакомые, которые помогут что-то узнать или сделать. Сейчас всё больше прямое общение между людьми не является необходимостью. Даже на улицах городов раньше гораздо чаще спрашивали, как пройти куда-либо. Сейчас есть навигаторы, которые легко справляются с этим вопросом. Так что во многом чувство одиночества – это плата за комфорт. Результат борьбы с ним – активное использование социальных сетей (см. рис. 3), где можно себя репрезентовать, образовать группы и общаться на том уровне, на котором мы хотим. И это не вынужденное общение. Многим знакома ситуация, когда к вам пришли гости и в какой-то момент вы немного утомились от общения, но деваться некуда. Социальные сети предоставляют возможность все регулировать и в то же время чувствовать себя в коллективе. Понятно, что есть свои плюсы и минусы у каждого из видов общения.

Рис. 3. Социальные сети

2. Статус – элемент, присущий любому обществу (07:53)

Находясь в социуме любого уровня – от семьи до страны, мы занимаем определённое положение, именуемое статусом. Положение в любой группе – в семье или, например, в команде по волейболу – это статус, явно или неявно выраженный (см. рис. 4).

Рис. 4. Капитан команды
Исследуя то, как менялась значимость статуса со временем, можно заметить, что когда-то это было главным, что имел человек. В поэме А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» видно, что статус и деньги имеют совершенно разные размерности. Человек с высоким статусом сильнее и значимее даже своего богатого кредитора. Так было, и в этом были свои психологические плюсы. Не случайно в Индии – одной из старейших цивилизаций – всё общество подразделялось на касты. Они были узаконены, потом стали традицией, и до сих пор в какой-то мере осталось разграничение общества на слои – страты. Понятно, что люди из одной касты не завидуют тем, кто имеет более высокое положение. Для них это не вызов. Завидовать тут нечему – они же совершенно другие. Так солдаты между собой имеют иерархию, которая совершенно не относится к офицерам. Иерархия в детском коллективе не имеет отношения к тому, что делается рядом у взрослых. Это разделено, и отношения никто не выясняет. Есть данность: я в касте номер такой-то и своё положение могу рассматривать только внутри неё.

Сейчас мейнстримом человеческой цивилизации стало равенство – политическое и юридическое. Именно это разрушило предыдущую структуру стратификации. Утверждается, что это следствие прихода денег. Теперь мы часто видим различия между слоями, обусловленное богатством. Но любой фактор имеет и фактор противоположный. Так, в нашем обществе появилась мобильность, и люди значительно легче могут перемещаться из одной страты в другую. Ранее тоже можно было заработать дворянство и перейти в него из простых людей (см. рис. 5), но такие случаи были единичны.

Рис. 5. Дворянин
Елисеев Пётр Елисеевичкупец родом из деревни Новосёлки Ярославского уезда Ярославской губернии. Его предки находились на положении экономических крестьян, считающихся свободными людьми, плативших подати государству.

Пётр Елисеевич переселился в Петербург в 1813 г. в возрасте 37 лет и перевёз свое семейство. Он открыл в Санкт-Петербурге лавку на Невском проспекте, в доме купца Котомина, также уроженца Ярославской губернии.

К концу 1818 г. Пётр Елисеевич скопил капитал, достаточный для вступления в купеческое сословие 3-й гильдии.

3. Образование - современный социальный лифт (11:44)

Образование и культура стали способом смены социального статуса или, как сейчас принято говорить, социальным лифтом. Проведя небольшое исследование, можно заметить, что хорошо образованные люди более востребованы и на самом деле больше зарабатывают. Другое дело, что образование имеет специфику, и если вдруг юристов стало много, то в этой области трудно пробиться.

От того, насколько правильно вы сделаете выбор профессии, будет зависеть ваше будущее положение в обществе. Или вам нужно научиться быстро переучиваться. Хотя эта способность означает, что вы получили хорошее базовое образование в школе, тогда навык к обучению останется. А впереди ситуация, когда изменение статуса в обществе будет зависеть от образования напрямую (см. рис. 6).

Рис. 6. Выпускники
Про образование можно сказать, что природа вообще-то равнодушна к нам. Она как даёт нам шансы, так и создаёт неблагоприятные ситуации. Но для того чтобы увидеть свои шансы, нужно образование. Можно сравнить его со зрением: вы не можете заметить возможность для своего продвижения, не имея соответствующих знаний и умений.

4. Факторы проявления себя в социуме (13:39)

Расслоение базируется на двух основных факторах естественного происхождения, то есть идущих от животного мира и влияющих на наше поведение:

1. Стремление к сотрудничеству. Вместе мы можем сделать больше, и при сотрудничестве мы можем сложить сильные качества, скрыв слабые.

2. Соперничество внутри группы.

Оба эти фактора определяют и строят всё. Сотрудничество создаёт группу, а внутри неё происходит расслоение, так как её участники пытаются добиться какого-то статуса. Из этих двух факторов создаётся иерархия – каждый может самостоятельно додумать, как.

Социум, в котором мы проявляемся, играет двойную роль. С одной стороны это возможность проявить себя и свои способности. С другой – он задаёт ограничения, которыми можно считать социальные нормы. Каждый чувствует и понимает, что прилично, а что нет, что в данном обществе обычно, понятно, естественно, а что вызовет осуждение или будет противоречить закону. Часто эти нормы различаются даже в близком нам, на первый взгляд, обществе.

Например, на папертях православных храмов есть нищие. Они могут быть не очень нищими, но это люди, которые дают нам возможность проявить милосердие. А вблизи протестантских храмов такого нет (см. рис. 7).

Рис. 7. Нищие на паперти
Потому что в протестантизме другая установка: тот, кто беден, не отмечен богом, а значит, находится именно в том положении, которое бог ему определил. Достаток в этом мире означает некую признанность, соответственно, к достатку следует стремиться. Возможно, благодаря этому протестантские страны в среднем в экономическом смысле более благополучны, чем, скажем, католические и православные (см. рис. 8). Другое дело, что там и другое отношение в семьях и к родственникам...

Рис. 8. Страны с большим количеством протестантов

5. Неравенство как путь к успеху (17:22)

Можно сказать, что неравенство естественно, потому что все мы неодинаковы. Но как раз культура и наше общество ситуацию выравнивает. Способности у людей могут быть разными и даже не в том плане, что у одного их больше, а у другого меньше. Просто способности могут располагаться в разных областях, и какая-то может быть менее востребована в данный момент.

Несколько сот лет назад человек-феодал мог скакать на коне в городе или посёлке, в котором больше ни у кого верхового коня не было. Или у феодала был удобный дом, а все остальные ютились в халупах без удобств и без воды. Сейчас это выравнивается. Да, один ездит на очень дорогой машине, а другой на машине намного дешевле, но они оба имеют машины. Практически все имеют телевизоры. Ещё совсем недавно человек, не живя в большом городе, не мог посмотреть театральную постановку или послушать концерт. Сейчас всё это ему доступно, в частности благодаря интернету.

Можно сказать, что в интеллектуальной коммуникационной областях мы-таки пришли к коммунизму, хотя и не тем способом, которым когда-то объявляли его победу. Каждый может взять то, что он может потребить. От каждого по способностям, каждому по потребностям – лозунг, популяризованный Карлом Марксом в «Критике Готской программы» в 1875 году.

Представьте, что вы отвечаете за успех некоего сообщества. В этом сообществе люди производят товары, которыми все обмениваются и пользуются. Но кто-то более успешен, например, в производстве обуви, кто-то – менее. У вас есть ресурс, чтобы помочь, потому что вы хотите, чтобы всё общество продвигалось вперёд. Кому вы поможете? Тому, кто отстаёт, чтобы были справедливость и равенство? Или тому, у кого всё получается? Вероятно, второму, если его успешность – следствие лучших умений и организации. Таким образом, получается, что при развитом рынке и нормальных рыночных отношениях те, кто более успешен, получают больше прибыли, собирают больше денег и двигаются дальше (см. рис. 9).

Рис. 9. Успешный бизнес
Это касается предприятий, но часто то же самое получается и с людьми. Именно те, кто прошёл дальше, придумывают и создают компьютеры и дешёвые технологии производства автомобилей, обеспечивая ими всех. Если рассматривать общество на длительном временном промежутке, то такое неравенство ведёт к успеху и даёт возможность развиваться всему обществу.

Жаловаться на неравенство естественно. Думать, почему я такой, стремлюсь к чему-то, хочу что-то сделать, а мне не везёт, не получается. На самом деле, здесь можно ещё раз сказать, что природа к нам равнодушна и шансы на всех распределены более-менее равномерно. Важно уметь их увидеть и применить. Примеры людей, которые поднялись с помощью такого социального лифта, и говорят о том, что такие возможности есть. Очень важно понимать, что ты имеешь, а чему завидуешь. Если посмотреть внимательно, то оказывается, что в сравнении того, что ты имеешь – жизнь, свободу, радость собственных поступков и ответственность за них, – с теми вещами, которыми отличаются люди состоятельные, твоя жизнь настолько более интересна и богата, что можно перенести и простить обществу некоторое неравенство.


Другие материалы