Борис Пастернак «Доктор Живаго»
Роман о себе. Личное и всемирное
Роман «Доктор Живаго» - что это? Борьба за сохранение своего личного и частного в водовороте катастрофических событий?
Так ребёнок пытается спасти свою игрушку, когда горит дом. Но то ребёнок.
Есть ли ценность в этой безнадёжной борьбе?
Кому адресован этот роман?
Входит ли он в число 50 или 100 книг, которые стоит прочитать внимательно?
Предисловие к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (00:00)
Бывают разные состояния души, одно из которых – увлечённость. В литературе часто описывается подобное чувство. Например, Герман из «Пиковой дамы». Он был настолько захвачен мыслями про три карты, что говорил:
«Тройка, семёрка, туз – не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: – Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная. У него спрашивали: который час, он отвечал: – без пяти минут семёрка. – Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком».

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»
Другое произведение – «Защита Лужина», главный герой – шахматист, он видел жизнь сквозь призму шахматной игры.
Поэты и писатели тоже увлечены, иначе сложно перевести душевное состояние на обычный язык.
Литературовед Ролан Барт говорил, что каждый может понять сложность работы автора, когда нужно сказать слова соболезнования человеку, потерявшему близких. Можно обнять и похлопать по плечу, но выразить свои эмоции словами тяжело.
Жанровое своеобразие романа «Доктор Живаго» (02:46)
Борис Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» десять лет, с 1945 по 1955 гг. Начиная читать другие произведения, понимаешь, что автор втягивает тебя в другой мир, в котором ты должен понять героев, их отношения. Например, «Дар» Набокова.
«Облачным, но светлым днём, в исходе четвёртого часа, первого апреля 192... года (иностранный критик заметил как-то, что, хотя многие романы, все немецкие, например, начинаются с даты, только русские авторы – в силу оригинальной честности нашей литературы – не договаривают единиц), у дома номер семь по Танненбергской улице, в западной части Берлина, остановился мебельный фургон, очень длинный и очень жёлтый, запряжённый жёлтым же трактором с гипертрофией задних колес и более чем откровенной анатомией».

В. Набоков. «Дар»
Набоков даёт ненужные читателю подробности: «У дома номер семь». Нет принципиальной разницы, седьмой номер или девятый. При этом пишет, что русские авторы «не договаривают единиц», и тогда в нарочитой подробности проглядывается юмор или ирония. В «Докторе Живаго» не так. Даётся много деталей, с которыми читатель не знает, как поступать: запоминать или нет, важны ли они и какое отношение имеют к дальнейшим событиям. По компьютеру проверяешь, сколько раз будет употребляться определенное слово. И вдруг оказывается, что оно в романе больше не появится. Пример.
«Стоячий, заблудившийся запах цветов, пригвожден был зноем неподвижно к клумбам. Это напоминало Антибы и Бордигеру!»

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Кому напоминало, мне или автору? Может, в этих городках был Пастернак или его герой и об этом будет еще разговор? Но в произведении больше не будут упоминаться Антибы и Бордигера. Читатель находится в смятении, нужно ли расшифровывать такие подробности?

Одни авторы помогают войти читателю в мир, который создают в произведении, а другие – нет. Просто доверяешься, читаешь и тратишь часть своей жизни на понимание текста. В данном случае можно сказать себе, что Пастернак (см. рис. 1) получил Нобелевскую премию, он великий человек, поэтому нужно ознакомиться с его творчеством. Но это неправильный подход. Нужно понять, для тебя ли написано произведение.
Рис. 1. Б.Л. Пастернак
Так же и в живописи, и в других видах творчества, что-то создано для вас, а что-то совсем не ваше (см. рис. 2).
Рис. 2. И.И. Шишкин. «Березовая роща»; В.В. Кандинский. «Секущая линия»
Читать или нет – решение каждого. Я рассказал о своих ощущениях. Приведу другой пример.
«Когда из приволжского захолустья Николай Николаевич переехал в Петербург, он привёз Юру в Москву в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко. Для начала Юру водворили к безалаберному старику и пустомеле Остромысленскому, которого родня запросто величала Федькой. Федька негласно сожительствовал со своей воспитанницей Мотей и потому считал себя потрясателем основ, поборником идеи».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Набираем в компьютере «Остромысленский», чтобы понять, важный ли это персонаж. Вновь нет повторов. Очевидно, важно что-то другое, возможно, настроение, которое создают эти слова и образы. Крайний подобный пример.
«Юра был рад, что дядя взял его в Дуплянку. <…> Юре было приятно, что он опять встретится с Никой Дудоровым, гимназистом, жившим у Воскобойникова, который, наверное, презирал его, потому что был года на два старше его, и который, здороваясь, с силой дёргал руку книзу и так низко наклонял голову, что волосы падали ему на лоб, закрывая лицо до половины».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Не ясно, почему Юре было приятно встретиться с человеком, который его презирает. И дальше нет пояснений, конец раздела. Вот такой язык.

Примеры взяты из начала произведения. Нужно решить, хотите ли вы погружаться во все это. Читателя никто не ведёт, как, например, Набоков постепенно, заинтересовывая, вводит в мир, созданный в произведении.

«Доктор Живаго» – роман про поэта. Возможно, это такой специальный язык образов? Но Пастернак не создавал что-то специально, он просто писал. Вероятно, его язык будет понятен другим писателям.
«И, тем не менее, автор пишет о самом себе, но пишет, как о постороннем. Он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь. <…> Ручательством правильности моего взгляда на роман "Доктор Живаго" как на лирическую исповедь самого Бориса Леонидовича служит то, что Живаго – поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произведению. Это не случайно. Стихи Живаго – это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица – у стихов один автор и один общий лирический герой».

С.В. Лихачев
Попробуйте спросить биолога, как он видит сад, по которому вы гуляете. Его интерпретация будет иной. И в произведении поэт так описывает свои мысли.
«Они занимались в полутьме стеклянной террасы. Глаз различал валявшиеся в беспорядке лейки и садовые инструменты. <…> Из палисадника тянуло самоварной гарью, заглушавшей запах табака и гелиотропа. Туда проносили из флигеля каймак, ягоды и ватрушки. Вдруг пришло сведенье, что Павел отправился купаться и повел купать на реку лошадей. Николаю Николаевичу пришлось покориться».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Представьте дачу, люди работают, детишки купаются… И вдруг «пришло сведение» … Обычно сведение оповещает о начале каких-либо военных действий, но точно не в данном случае.
Для кого написан роман «Доктор Живаго»? (12:10)
Почему много поэтов и писателей? Ведь в жизни нам нужно усвоить не так много истин. Законов физики немного, а учебников масса.
Мы как замок, а произведения – ключи, мы должны найти свой уникальный ключ, который нас откроет.
Этот роман не является ключом во внутренний мир. Хотя именно к нему обращается автор, когда пишет про гнев, боль и смятение. Эти чувства неизмеримы. Нельзя определить размер боли. Ее либо ощущаешь, либо нет. Задача писателя – создать те обстоятельства, которые вызовут необходимые чувства, и мы поймём, что хотел донести до нас автор. Поэтому писатель должен говорить на языке, близком читателю. А в «Докторе Живаго» поэт пишет про жизнь поэта и для поэта.
Идея и смысл романа «Доктор Живаго» (14:06)
Суть произведения в том, что главный герой обороняется от действительности, пытается сохранить свою частную жизнь, личное видение окружающего мира. А вокруг война и революция, которые не способствуют его желаниям. Роман о борьбе.

Хочется верить, что отношения между героями схожи с обычными человеческими.
«– Что с тобою, ангел мой? Которую уже ночь ты не спишь, не дотрагиваешься за столом до пищи, весь день ходишь как шальная. И всё думаешь, думаешь. Что преследует тебя? Нельзя давать такой воли тревожным мыслям. <…>

– Он совершенно прав. Опасность назрела и уже у порога. Надо немедленно исчезнуть. Вопрос только в том, куда именно. Пытаться уехать в Москву нечего и думать. Это слишком сложные сборы, и они привлекут внимание. А надо шито-крыто, чтобы никто ничего не увидел. Знаешь что, моя радость? Пожалуй, воспользуемся твоей мыслью. На какое-то время нам надо провалиться сквозь землю. Пускай этим местом будет Варыкино. Уедем туда недели на две, на месяц.

– Спасибо, родной, спасибо. О как я рада. Я понимаю, как всё в тебе должно быть против этого решения. Но речь ведь не о вашем доме. Жизнь в нем была бы для тебя действительно немыслима. <…>

Но перейдем к Варыкину. Разумеется, забираться в эту одичалую глушь суровой зимой без запасов, без сил, без надежд – безумие из безумий. Но давай и безумствовать, сердце моё, если ничего, кроме безумства, нам не осталось».


Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Разве так разговаривают? Я не слышал. Может просто не для меня написано… Поэт своей увлечённостью похож на Германа, который во всём видел три карты. Возможно автор, который всегда в поиске пограничного состояния, своего перевода внутренних переживаний на обычный язык именно так и разговаривает? В таком бы случае меня бы это удивило.
«В это время на поляну въехала длинная порожняя подвода с высокими боками, на каких в Польше и Западной России возят снопы. Парою лошадей в дышельной упряжке правил военнослужащий, по старинной терминологии фурлейт, солдат конного обоза».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Зачем нужна эта фраза и слова «по старинной терминологии фурлейт»?
Фурлейт (нем. Fuhrleiter, от Fuhre – поклажа, транспортировка и Leiter – вожатый). Солдат при фурах при военном обозе.
Но это же поэт, и слово «фурлейт» ему показалось важным, интересным. Он пишет для себя.

Роман о личности, о том, как сберечь себя в условиях турбулентности, войны и революции.

Доктор Живаго пытался сохранить себя, он не хотел смешиваться с действительностью. Герой умирает, но после него остаются стихи. Получается, что его личная жизнь имела смысл.

Одно из стихотворений нам хорошо известно.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, –
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.


Борис Пастернак
Обязателен ли роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» к прочтению? (19:32)
Автор заставляет задуматься. Но нужно ли читать этот роман? Алгоритм такой же, как и с людьми. С кем-то мы общаемся и продолжаем разговор, с кем-то сразу прекращаем. В произведении важно, как оно написано. Поймёт ли читатель язык и мысли автора? Или можно прочитать другую книгу получив те же впечатления? По нескольким отрывкам я могу определить, моё ли это произведение. Когда понимаю, что это не моё, оцениваю объём и задумываюсь, может, за это время прочитать, что-нибудь другое? Из романа «Доктор Живаго» я привел много цитат, которые мне не понравились. С другой стороны, в конце произведения замечательные стихи, которые через весь роман и всю жизнь пронес автор и его герой. На мой взгляд большая часть романа заменяется одним стихотворением Пушкина «Из Пиндемонти».
ИЗ ПИНДЕМОНТИ

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова 1
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...


А.С. Пушкин «Из Пиндемонти»
Входит ли этот роман в 100 книг, которые стоит прочитать внимательно? Возможно эта книга для особенных читателей – литературоведов. Как учебник физики для физиков. Книг можно прочитать много, но важно делать это внимательно. Если после книги остается одно общее смутное впечатление, значит вы читали неправильно.
Другие материалы