Борис Пастернак «Доктор Живаго». Цитаты
Как выбрать «свою» книгу?
Сколько книг можно прочитать за жизнь? Говорят, что 2-3 тысячи. А в молодости? И внимательно? Много меньше.
Как же выбрать «свою» книгу, «свой» роман? Читайте книгу, написанную на вашем языке.
Загляните в текст, прочтите несколько абзацев. Как и симпатичного вам человека, узнаете сразу.
Свой язык вызовет резонанс.
Чужую книгу отложите, не теряйте времени.
Учебников много, а законов мало...
Цитаты, характеризующие роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» (00:00)
Этот роман для литературоведов, я же вам расскажу о своём прочтении. Цитаты порой мешали увидеть то интересное, что есть в произведении.
«Маленьким мальчиком он застал ещё то время, когда именем, которое он носил, называлось множество саморазличнейших вещей. Была мануфактура Живаго, банк Живаго, дома Живаго, способ завязывания и закалывания галстука булавкою Живаго, даже какой-то сладкий пирог круглой формы, вроде ромовой бабы, под названием Живаго, и одно время в Москве можно было крикнуть извозчику "к Живаго!", совершенно как "к чёрту на кулички!", и он уносил вас на санках в тридесятое царство, в тридевятое государство. Тихий парк обступал вас. На свисающие ветви елей, осыпая с них иней, садились вороны. Разносилось их карканье, раскатистое, как треск древесного сука. С новостроек за просекой через дорогу перебегали породистые собаки. Там зажигали огни. Спускался вечер. Вдруг всё это разлетелось. Они обеднели».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Совершенно два разных плана сталкиваются друг с другом. В стихотворении это было бы логично, так как при прочтении поэзии мы понимаем обширность метафор и сами находим связи между ними. Когда это случается в прозе, понять сложно. Хотя сам Пастернак говорил, что поэзия – это путь к прозе.
«Поэзия есть проза, проза не в смысле совокупности чьих бы то ни было поэтических произведений, но сама проза в действии, а не в беллетристическом пересказе. Поэзия есть язык органического факта, т. е. факта с живыми последствиями. И, конечно, как всё на свете, она может быть хороша или дурна, в зависимости от того, сохраним ли мы её в неискаженности или же умудримся испортить. Но как бы то ни было, именно это, то есть чистая проза в её первородной напряжённости, и есть поэзия».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Ещё одна цитата:
«Летом 1903 года на тарантасе парой Юра с дядей ехали по полям в Дублянку…»

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Не сразу понимаешь, что на «тарантасе парой» – это о двух лошадях, а не о Юре с дядей.
«Была Казанская, разгар жатвы. По причине обеденного времени или по случаю праздника в полях не попадалось ни души. Солнце палило недожатые полосы, как полуобритые арестантские затылки».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
«Разгар жатвы» – это пик работы людей, но тут же «в полях не попадалось ни души». Автор нам должен объяснить, почему в разгар жатвы не попадалось ни души. Но Пастернак пишет: «по причине обеденного времени или по случаю праздника». Или одно, или другое… То есть получается, что это неважно. «Солнце палило недожатые полосы, как полуобритые арестантские затылки». Непонятно, наречие «как» относится к солнцу или недожатым полосам?
«– Шалит народ в уезде, – говорил Николай Николаевич. – В Паньковской волости купца зарезали, у земского сожгли конный завод».

Б. Пастернак «Доктор Живаго»
У земского? У какого земского? У земского врача или управляющего? Нет никаких объяснений.
«Юра был рад, что дядя взял его в Дуплянку. Там было очень красиво, и живописность места тоже напоминала маму, которая любила природу и часто брала Юру с собой на прогулки».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Красиво и живописно – синонимы. И маму могла напоминать красота, а здесь её напоминает живописность.
«Кроме того, Юре было приятно, что он опять встретится с Никой Дудоровым, гимназистом, жившим у Воскобойникова, который, наверное, презирал его, потому что был года на два старше его, и который, здороваясь, с силой дёргал руку книзу и так низко наклонял голову, что волосы падали ему на лоб, закрывая лицо до половины».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Характеристика у Ники Дудорова не очень хорошая, тогда почему приятно было с ним встретиться? Кажется, что это микроинтрига и дальше пойдёт пояснение, но нет – конец раздела.
Стилистические особенности диалогов и монологов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» (06:08)
Читать усидчиво очень трудно. Обращаешь внимание на детали. А вначале произведения и деталей нет, поэтому важен весь текст.

Возьмём диалоги. Возможно, поэты так разговаривают друг с другом. Но обычному читателю воспринимать такой слог трудно.
«– Что с тобою, ангел мой? Которую уже ночь ты не спишь, не дотрагиваешься за столом до пищи, весь день ходишь как шальная. И все думаешь, думаешь. Что преследует тебя? Нельзя давать такой воли тревожным мыслям.

– Опять был из больницы сторож Изот. У него тут в доме шуры-муры с прачкою. Вот он мимоходом и завернул, утешил. Страшный, говорит, секрет. Не миновать твоему темной. Так и ждите, не сегодня-завтра упекут. А следом и тебя, горемычную. Откуда, говорю, Изот, ты это взял? Уж положись, будь покойна, говорит. Из полкана сказывали. Под полканом, как ты, может быть, догадываешься, надо в его парафразе понимать исполком.

Лариса Федоровна и доктор рассмеялись.

– Он совершенно прав. Опасность назрела и уже у порога. Надо немедленно исчезнуть. Вопрос только в том, куда именно. Пытаться уехать в Москву нечего и думать. Это слишком сложные сборы, и они привлекут внимание. А надо шито-крыто, чтобы никто ничего не увидел. Знаешь что, моя радость? Пожалуй, воспользуемся твоей мыслью. На какое-то время нам надо провалиться сквозь землю. Пускай этим местом будет Варыкино. Уедем туда недели на две, на месяц.

– Спасибо, родной, спасибо. О как я рада. Я понимаю, как всё в тебе должно быть против этого решения. Но речь ведь не о вашем доме. <..>

– Я всё больше прихожу к мысли, что нам по-разному надо было отнестись к его предложению. Мы не в одинаковом положении. На твоем попечении дочь. Даже если бы ты хотела разделить мою гибель, ты не вправе себе это позволить».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Мне трудно погрузиться в ситуацию, быть на месте людей, которые так разговаривают. И далее герой говорит о себе:
«Прости меня за прорывающееся в моих словах смятение. Как бы мне хотелось говорить с тобою без этого дурацкого пафоса! Но ведь у нас действительно нет выбора. Называй её как хочешь, гибель действительно стучится в наши двери. Только считанные дни в нашем распоряжении».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Бывает, авторы применяют в текстах такого плана фразы, но читатель к ним подготовлен и понимает смысл их использования. В этом и задача литературы – невозможное сделать возможным. В романе «Доктор Живаго» такие фразы неожиданны.
«Пользовались врезными дверными замками, хорошо запиравшимися, а если они портились, на то были слесаря, чтобы чинить их. Ничтожная эта мелочь по-своему говорила об общем, сильно подвинувшемся вперед ухудшении».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Возможно, где-то так говорят: «сильно подвинувшемся вперед ухудшении»…
Несоответствие фактов в романе «Доктор Живаго» (09:35)
«Когда Юрий Андреевич приближался к городу на своем последнем переходе и час или два тому назад шёл по нему, безмерно увеличившаяся его слабость казалась ему признаком грозящего близкого заболевания и пугала его. Сейчас же однородность освещения в доме и на воле так же беспричинно радовала его».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Почему «так же беспричинно»? Причина была: он чувствовал себя плохо. После таких пассажей трудно верить и остальному тексту.

Вот герои собрались семьей и едут в розвальнях.
«После полудня, когда с зимней обманчивостью задолго до заката стало казаться, что день клонится к концу, Юрий Андреевич стал немилосердно нахлёстывать Савраску. Она понеслась стрелою. Кошовка лодкою взлетала вверх и вниз, ныряя по неровностям разъезженной дороги. Катя и Лара были в шубах, сковывавших движения. На боковых наклонах и ухабах они вскрикивали и смеялись до колик, перекатываясь с одного края саней на другой и неповоротливыми кулями зарываясь в сено. Иногда доктор нарочно, для смеху, наезжал одним полозом на боковой снеговой бугор, переворачивал сани набок и, без всякого вреда для них, вываливал Лару и Катю в снег. Сам он, протащившись несколько шагов на вожжах по дороге, останавливал Савраску, выравнивал и ставил сани на оба полоза и получал нахлобучку от Лары и Кати, которые отряхивались, садились в сани, смеялись и сердились».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Сани достаточно быстро едут, а в тексте они понеслись стрелою. Перевернуться на незнакомой дороге очень опасно, тем более для ребёнка. Неизвесто, что находится под снегом. Автор перепутал катание на санках и горки в парке с быстрой ездой на санях.

Непонятно, почему читатель должен постоянно напрягаться, если из этого ничего не следует. Возможно, это такой жанр.
«Ночь проспали под шубами, не раздеваясь, блаженно, крепко и сладко, как спят дети после целого дня беготни и проказ. Когда встали, Юрий Андреевич стал с утра заглядываться на соблазнительный стол у окна. У него так я чесались руки засесть за бумагу. Но это право он облюбовал себе на вечер».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Облюбовал право – значит, выбрал что-то предпочтительное, но между какими еще правами? Облюбовать можно место. Любуюсь чем-то, наблюдаю. А в тексте облюбовал право…

Разговаривают двое мужчин, любящих одну женщину:
«– Вы замечательно о ней говорите. Я её видел в то же время, именно такою, как вы её описали. Воспитанница гимназии соединилась в ней с героинею недетской тайны. Её тень распластывалась по стене движением настороженной самозащиты. Такою я её видел. Такою помню. Вы это поразительно выразили».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
«Её тень распластывалась по стене движением настороженной самозащиты»… Без комментариев.

Встречаются Юрий Андреевич со своим старшим товарищем Николаем Николаевичем.
«Николаю Николаевичу очень шла седина. Заграничный широкий костюм хорошо сидел на нём. Для своих лет он был ещё очень моложав и смотрел красавцем.

Конечно, он сильно терял в соседстве с громадностью совершавшегося. События заслоняли его. Но Юрию Андреевичу и не приходило в голову мерить его таким мерилом».


Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
А кто ещё мог мерить человека мерилом прошлых событий, кроме Юрия Андреевича? Наверное, это поэтический приём. Читаешь достаточно большой роман и всё время думаешь, что имелось в виду.

«События заслоняли его». Но единственному наблюдателю, Юрию Андреевичу, «и не приходило в голову мерить его таким мерилом». Далее:
«Его удивило спокойствие Николая Николаевича, хладнокровно шутливый тон, которым он говорил на политические темы. Его умение держать себя превышало нынешние русские возможности. В этой черте сказывался человек приезжий. Черта эта бросалась в глаза, казалась старомодною и вызывала неловкость».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Кому стоит прочитать роман «Доктор Живаго»? (14:40)
Все «странности» текста хороши, наверное, для исследователей творчества Пастернака. Но простой читатель, выбирая между этим романом и произведением, которое принесёт удовольствие, предпочтёт последнее. А людям, которые посвятили литературе свою жизнь, прочитать нужно, ведь Борис Пастернак награждён Нобелевской премией.
«Прошёл август, кончался сентябрь. Нависало неотвратимое. Близилась зима, а в человеческом мире то, похожее на зимнее обмирание, предрешённое, которое носилось в воздухе и было у всех на устах.

Надо было готовиться к холодам, запасать пищу, дрова. Но в дни торжества материализма материя превратилась в понятие, пищу и дрова заменил продовольственный и топливный вопрос.

Люди в городах были беспомощны, как дети, перед лицом близящейся неизвестности, которая опрокидывала на своем пути все установленные навыки и оставляла по себе опустошение, хотя сама была детищем города и созданием горожан».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Нависало неотвратимое?

Человек приходит с улицы:
«<…> ворвался Николай Николаевич с сообщением:

- На улицах бой. Идут военные действия между юнкерами, поддерживающими Временное правительство, и солдатами гарнизона, стоящими за большевиков. Стычки чуть ли не на каждом шагу, очагам восстания нет счёта. По дороге к вам я два или три раза попал в переделку, раз на углу Большой Дмитровки и другой — у Никитских ворот. Прямого пути уже нет, приходится пробираться обходом».


Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
Человек невооружённый и не участвовавший в стычках шёл в обход, но тут же говорит, что очагам восстания нет счёта. Сколько он их мог насчитать? Газеты не выходят или радио не работает? Доверие к тексту падает, и думаешь, зачем потратил на этот роман свое время.
Образ Бориса Пастернака (17:37)
У меня сложилось такое впечатление, что Борис Пастернак самовлюблённый, относится ко всем событиям своей жизни очень нежно. Роман написан в конце жизни писателя, до этого были стихотворения и поэмы. Автор решил написать о себе, о том как он прожил жизнь. И все в ней важно: старая майка и стоптанные сапоги. И Пастернак не может понять, что будет интересно не только ему, но и читателю. Человек старается освободиться от своих обыденностей, так зачем нужны чужие?

Нужно извлекать действительно красивые поэтические, наполненные красотой зарисовки среди остального текста. Это напряжение, которое падает на читателя.

Всё равно, что вы пользуетесь самолётом, а перед полётом вам начинают рассказывать, из какого металла сделаны лонжероны, как закруглено крыло и другое. Нужны ли такие подробности личной жизни писателя?

При прочтении романа в голове крутилось стихотворение.
ПОЭТ

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.


А.С. Пушкин
Особенно последние две строчки все время стояли в голове.
Обязателен ли роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» к прочтению? (21:20)
Стоит ли читать? Обыденности поэта и обычного человека схожи. И стоит ли ради небольших поэтических отрывков читать произведение? Я сказал: «Не стоит».
Другие материалы