Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Поступок делает характер
Раскольников, герой «Преступления и наказания», просчитал всё, кроме самого себя. Но возможно ли понять свое подсознание?
Зачем автору «нужно» второе убийство? Вернулась ли сестра процентщицы случайно лишь для нас, но не для автора? Почему Порфирий Петрович столь многословен? Какую роль общество играет в жизни обычного человека? Личности без общества не существует, а общество – сумма многих личностей.
Тема принятия решений в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (00:00)
При прочтении «Преступления и наказания» кажется, что произведение об убийстве и грабеже. Роман о том, как принимаются решения, о том, чем можно пожертвовать ради достижения цели. Мы часто задумываемся о различных вариантах решения задач. Какие-то выводы могут граничить с нашими моральными принципами, но сулить нечто колоссальное. Такие колебания часто встречаются в литературе. Например, «Сотников» Василия Быкова (см. рис. 1).
Рис. 1. Х/ф «Восхождение» (1976 г.), Рыбак
Ещё вчера он мечтал об этом как о спасении. Сегодня же осуществление этой мечты оборачивалось для него катастрофой. Рыбак высморкался, рассеянно нащупав пуговицу, застегнул полушубок. Наверно, ничего уже не поделаешь – такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека. Не в состоянии что-либо придумать сейчас, он отбросил крючок и, стараясь совладать с рассеянностью, вышел из уборной.

В. Быков. «Сотников»
Герой идёт на преступление, но автор пишет о том, что, возможно, это некая хитрость и Рыбак использует жизнь на благое дело.
Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов. Рыбак хотя и чувствовал, будто виноват в чём-то, но старался себя убедить, что большой вины за ним нет. Виноват тот, кто делает что-то по своей злой воле или ради выгоды. А у него какая же выгода? Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он всё ждал, чтобы улучить удобный момент – может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...

В. Быков. «Сотников»
В художественном произведении такие вопросы ставятся наиболее остро. Почему приличный молодой человек решается на преступление? Герой обосновывает это так:
По-моему, если бы кеплеровы и ньютоновы открытия впоследствии каких-нибудь помышлений никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвования жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших этому открытию или ставших бы на пути как препятствия, то Ньютон имел бы право и даже должен был бы устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумает, встречных и поперечных…

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Ставится вопрос: «Чем можно поступиться ради великой цели»? Ответа нет. Раскольников разделяет людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Необыкновенные» люди имеют право на преступления.

«Чем можно поступиться и как люди на это решаются?» – вопрос настолько злободневный, что произведение «Преступление и наказание» актуально и в наши дни.
Роль подсознания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (04:01)
И вот человек решился на преступление. Ему кажется, что он всё просчитал, есть логическая цепочка. Например, можно убить старуху-процентщицу, чтоб помочь другим светлым людям. Но себя, своё подсознание просчитать невозможно. Есть определённые внутренние запреты. Иногда людям кажется, что они смогут совершить некие действа, но это означает, что они ещё не были в определённых обстоятельствах. Простой эксперимент. Возьмём достаточно широкую и длинную доску. Если положить её на пол, то все легко смогут по ней пройти, а если поднять её на двадцать метров, то пройти отважится далеко не каждый. И если спросить упавшего человека, он ответит, что боялся упасть, поэтому упал. Подсознание очень важно. Именно оно подвело и помогло в результате спастись Раскольникову.

Порфирий Петрович говорит:
А об этом и не подумает увлекающаяся остроумием молодёжь, «шагающая через все препятствия» (как вы остроумнейшим и хитрейшим образом изволили выразиться). Он-то, положим, и солжёт, то есть человек-то-с, частный-то случай-с, incognito-то-с, и солжёт отлично, наихитрейшим манером; тут бы, кажется, и триумф, и наслаждайся плодами своего остроумия, а он хлоп! да в самом-то интересном, в самом скандалезнейшем месте и упадёт в обморок. Оно, положим, болезнь, духота тоже иной раз в комнатах бывает, да всё-таки-с! Всё-таки мысль подал! Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать. Вон оно, коварство-то где-с! Другой раз, увлекаясь игривостию своего остроумия, начнёт дурачить подозревающего его человека, побледнеет как бы нарочно, как бы в игре, да слишком уж натурально побледнеет-то, слишком уж на правду похоже, ан и опять подал мысль! <…>

Ну зачем вам было тогда приходить? Смех-то, смех-то ваш, как вошли тогда, помните, ведь вот точно сквозь стекло я всё тогда угадал, а не жди я вас таким особенным образом, и в смехе вашем ничего бы не заметил. Вот оно что значит в настроении-то быть. И господин Разумихин тогда, – ах! камень-то, камень-то, помните, камень-то, вот ещё, под которым вещи-то спрятаны?


Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Порфирий Петрович пользуется подсознанием. Почему он так многословен? В разговоре с Раскольниковым он говорит много незначительных вещей, которые не относятся к делу. Порфирий Петрович пытается сбить с толку Раскольникова, пытается поднять его подсознание. Родиону Романовичу легко удалось бы пережить это время в одиночестве, отдалённо от всех людей. А Порфирий Петрович устанавливает связи и возвращает героя в общество. Раскольников этого не выдерживает. Как только поднимается его «глубинное я», он признается во всём (см. рис. 2).
Рис. 2. Х/ф «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович
Тема личности и социума в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (09:19)
Можно увидеть ещё одну тему: «Индивид и общество». В наши дни идут острые споры: индивид для общества или общество для индивида? Эти понятия появились сравнительно недавно. Ещё идёт поиск правильного понимания между соотношением человека как личности и его принадлежности в социуме. С одной стороны, без того, что даёт общество (язык, культура), человечество перестанет существовать, с другой – каждый ощущает себя индивидуальностью. Великий писатель Достоевский прочувствовал этот вопрос намного раньше.

Иногда Раскольникову казалось, что он победит.
«Довольно! – произнёс он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла ещё моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесное и – довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и... и воли, и силы... и посмотрим теперь! Померяемся теперь! – прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая её».

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Раскольникову казалось, что он победил, а себя победить так и не смог… Герой создаёт уединённость, чтобы ему было легче. Стоит о ней задуматься. Может ли человек быть одиноким и счастливым? Об одиноком человеке трудно сказать, что он счастлив. Нужны семья и окружающие люди. Но ведь у окружающих людей тоже есть своё окружение. Есть родители, братья сёстры. Получается, что нельзя отделить себя от общества. Может, поэтому «счастье» означает соучастие? Поэтому Порфирий Петрович создаёт Раскольникову ощущение «не одиночества» и погружает его в круговорот жизненных событий?

Понятия «индивид» и «социум» относительно молодые. Однако в литературе говорится, например, о родовой мести Монтекки и Капулетти. За действия одного человека отвечает весь род. Единицей жизни является род, племя. У такого подхода есть плюсы и минусы.

Если мне говорят, что я индивид, что надо думать только о себе, то меня отдаляют от общества. Откуда же возьмутся герои и что делать обычным людям? Например, у меня нет талантов, но мне будет приятно осознавать, что я принадлежу к некоему роду или племени, где были одарённые люди, то есть можно почувствовать жизнь через другого человека. Многие удовольствия общественны. Например, успех – это важное удовольствие. Потому единицей жизни можно назвать общество, оно меньше подвержено случайностям.

Раскольников убил не только старуху-процентщицу, но и её сестру (см. рис. 3).
Рис. 3. Н.Н. Каразин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»
Сестра процентщицы пришла не вовремя и стала невинной жертвой. Зачем автор об этом написал? Достоевский хотел подчеркнуть, что поступок делает характер. Раскольников стал убийцей.
Решаясь на некоторый поступок, нужно осознавать, что он впоследствии будет влиять на жизнь.
Выводы (17:30)
В романе обсуждают, будут ли преступления в будущем. Развивается человечество, с ним и мораль, но преступления не исчезают. Часто меняется и само понятие о преступлении, возникают теории, которые оправдывают злодеяния. Поэтому произведение «Преступление и наказание» остаётся важным и в наши дни.
Другие материалы