И.А. Бунин «Холодная осень». Метафоры
Стихотворение длиною в жизнь
Рассказ «Холодная осень» прежде всего о том, что искусство дает форму нашим эмоциям. Какую роль сыграли стихи Фета в отношениях героев рассказа? Как получилось, что в воспоминаниях один вечер перевешивает десятилетия жизни? Знакомьтесь с опытом внимательного прочтения рассказа «Холодная осень».
Метафора (00:00)
Добрый день! Что такое искусство? Если попытаться ответить на этот вопрос одной фразой, то можно сказать так: искусство придаёт форму нашим эмоциям. Конечно, это не единственное предназначение искусства, но с приведённым ответом точно не поспоришь. Например, у вас хорошее настроение, вы идёте и напеваете какую-то мелодию. Мелодия-то была готова раньше, вы не придумали её на ходу. Просто вы в её форму залили своё настроение, получилось, что она вам нужна или как-то помогает. Есть такой термин – «метафора».
Мета́фора (др.-греч. μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
Одна из самых сильных, на мой вкус, метафор встречается у Тютчева в стихотворении «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»:
О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет – и не может...
Нет ни полета, ни размаху –
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...

21 ноября 1864 г.
Рис. 1. Ф. Тютчев (Источник)
Рис. 2. П. Пикассо. «Раненая птица» (Источник)
Я, например, подстреленную птицу никогда не видел. И какое отношение это имеет ко мне, к моей жизни? Но это сравнение запомнилось, более того, я его обдумывал, внутренне применял в каких-то ситуациях. В итоге эта фраза не раз помогала мне взлететь, наверное, как и каждому, кто её прочитал.
Рассказ (01:47)
Рассказ – это большая метафора, потому что рассказ можно охватить одним взглядом, как картину. И в то же время в рассказе сообщается что-то, что напрямую к тебе не относится.

О чём рассказ «Холодная осень»? Пара любящих друг друга людей, жениха убили на войне, а она всю оставшуюся жизнь прожила, вспоминая один вечер. Она будто бы приравнивает тридцать лет своей жизни к этому вечеру, он значит для неё даже больше, чем вся остальная жизнь.

Россия воевала почти весь ХХ век, получилась почти столетняя эпоха войн, много было всего. Но рассказ аккумулирует в себе нечто, компактно сообщает нам какую-то мысль, идею. Мне кажется, что этот рассказ, помимо всего прочего, про искусство, о том, как именно оно нам помогает в жизни. Если бы рядом с героиней рассказа не было этого тонкого умного человека, который процитировал ей Фета и обратил её внимание на поэзию вечера, то вряд ли бы этот вечер остался в её памяти таким сильным впечатлением.

Вспомним этот момент в тексте рассказа И. Бунина:
Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...

— Капота нет, — сказала я. — А как дальше?


— Не помню. Кажется, так:


Смотри — меж чернеющих сосен

Как будто пожар восстаёт...
Здесь есть то, что сейчас назвали бы словом «гиперссылка»: жених цитирует только первую часть стихов, а можно подумать, что сам-то он вспомнил вторую строфу, где есть такие строки:
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя:
И светят фосфо́рные очи,
Да только не греют меня.
Строки будто говорят о том, что героиня ещё не пробудилась полностью для любви. Во всяком случае не настолько, насколько этому чувству отдался сам герой. При прочтении произведений всегда стоит быть внимательным: увидев одну строчку, всегда надо посмотреть, что же там было дальше. Тем более что сейчас, благодаря интернету, это так просто сделать. И часто будет оказываться, что именно в том, что недосказано, содержится основной смысл. В «Холодной осени» именно такая ситуация.
Роль литературы в жизни человека (04:29)
В рассказе повествуется о чём-то, чего с нами не случалось и, даст Бог, не случится, но он пробуждает наши чувства.
Литература оформляет эти чувства. Проза и поэзия способны выразить то, что, как они сами говорят, невыразимо.
У Ф. Тютчева в стихотворении «Silentium» прекрасно сказано:
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя? Под сердцем понимается некая интуитивная, внелогическая часть мышления, иногда это ещё называют душой. И всё-таки, смотрите, он сказал о том, что нельзя высказать. И этим поэзия ценна: она находит формы, чтобы выразить то, что очень непросто сказать.

Этот рассказ о том, как литература помогает нам, как мы помогаем друг другу, как простым людям помогают гении, помогают ощутить и оформить свои эмоции и чувства. И в рассказе «Холодная очень» строчки Фета помогают этой девочке. Один день, который фактически перевесил всю оставшуюся жизнь для неё. Этот день не был бы полным и не был бы таким важным, если бы не было рядом тонкого умного человека. Она не знала этих стихов и не смогла бы обратить внимание на то, на что он ей указал. Вспомним эти строки из рассказа:
Он, приостановясь, обернулся к дому:

— Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...
Гениальный рассказ. Как хорошо, что великая русская литература написана прямо для нас, нам не нужно перевода, нужно только учиться и читать. Она создана гениями для каждого из нас. Её невозможно украсть или уничтожить – она есть. Осталось только научиться правильно её читать.
«От каждого по способностям, каждому по потребностям» (06:53)
В детстве на моём доме висел плакат.
Рис. 3. Плакат (Источник)
И слово «неизбежно» для меня звучало как что-то непонятное. А сейчас я понял: коммунизм действительно побеждает, по крайней мере в области культуры. Ведь что такое коммунизм? Его главный лозунг: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
От каждого по способностям, каждому по потребностям (англ. From each according to his ability, to each according to his needs; фр. De chacun selon ses facultés, à chacun selon ses besoins;нем. Jeder nach seinen Fähigkeiten, jedem nach seinen Bedürfnissen) – лозунг, впервые использованный Луи Бланом в 1851 году (хотя более ранняя версия выражения появилась у Этьенна-Габриэля Морелли в его «Кодексе природы») и популяризированный Карлом Марксом в «Критике Готской программы» в 1875 году. Данный принцип относится к свободному доступу и распределению товаров и услуг. По марксистскому представлению, такая схема будет возможна в результате избытка товаров и услуг, которые будет производить развитая коммунистическая система. Идея заключается в том, что при развитом коммунизме и ничем не ограниченных производственных ресурсах товаров и услуг будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности каждого.
И теперь это действительно так: если есть способности, ты можешь сделать что-то (спеть, написать) и выложить в интернет. Каждый может взять по потребностям, потому что слушать, читать, смотреть можно при помощи интернета, в доступе есть всё, что создано человеком. Так что, вперёд!

Другие материалы