Конфликты. Гражданские войны. Отражение в искусстве
Видео и статья на исторические темы (дискуссии)
Гражданская война – самая печальная страница в истории каждого государства. В гражданской войне, войне брата с братом, нет героики национально-освободительной войны, войны с иностранным захватчиком, в ней не соблюдаются международные правила и конвенции.
В этой дискуссии обсуждаются определения гражданской войны, ее отличия от бунта и от войны между государствами, ищутся объяснения особой жестокости гражданских войн.

Тема гражданской войны всегда волновала художников и писателей, которые создали множество подлинных шедевров. Некоторые из этих произведений демонстрируются и обсуждаются в дискуссии.
Вступление (00:00)
Михаил Иванович. Добрый день! Сегодня мы обсуждаем гражданскую войну и попытаемся понять, что же это такое. В этом нам поможет разобраться Василий Жанович.

Вначале хочется сказать: люди воюют непрерывно. Одна из первых войн зафиксирована в древнем источнике – Библии. Это братоубийственная война, когда Каин убил Авеля.
Рис. 1. Каин убивает Авеля (Источник)
Те войны, когда чужой говорит на другом языке, когда у него другая религия, хоть как-то поддаются пониманию, хотя тоже странно. Но войны гражданские, когда вчера еще были своими, а сегодня стали чужими, особенно удивительны. Естественно, что войны не может быть, когда нет понятия «свой-чужой». И это одна из причин. Давайте обсудим четыре параграфа:

1) что такое гражданская война,

2) причины гражданской войны,

3) как избежать гражданской войны,

4) что бывает после гражданской войны.
Что такое гражданская война (03:04)
Михаил Иванович. Что такое гражданская война? Какое-то есть понятие?
Василий Жанович. Война всегда предполагает две организованные противостоящие друг другу стороны. Этим они отличаются от простых беспорядков или восстаний, когда повстанцы восстают против существующей власти, но при этом создать какую-то систему управления, противостоящую существующей власти, не в состоянии, поэтому уходят в леса, в горы и ведут боевые действия.
Рис. 2. Первая мировая война (Источник)
Наверное, это тоже элемент гражданской войны, но в данном случае существующая власть все равно остается, и вот эти повстанческие группы могут еще долгое время оставаться в таком же состоянии. А вот гражданская война – это когда образуется две власти, две системы управления, которые имеют собственные вооруженные силы, имеют свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти, последняя из которых позволяет осуществлять террор по отношению к своим противникам. Но это условно судебная власть, поскольку говорить о законности в условиях войны говорить не приходится. Из этого может быть два выхода:

1) либо какое-то согласие, что случается довольно редко (и чаще уже после окончания боевых действий: например, гражданская война в Англии, когда началось все со свержения монарха, а закончилось через несколько десятилетий восстановлением монарха);

2) либо раскол общества, который затягивается на десятилетия и даже столетия.

Михаил Иванович. Но вот пугачевское восстание мы же не называем гражданской войной? Хотя все вроде было организованно. И держались они долго.
Рис. 3. Восстание Пугачева (Источник)
Василий Жанович. Пугачева трудно назвать властью, он попытался создать коллегии и позиционировал себя как Петр III. Но тут еще один момент – регион, который занимали повстанцы. На это еще Ленин обращал внимание, почему крестьянские войны никогда не могут победить.
Рис. 4. В.И. Ленин (Источник)
Потому что, занимая определенный район, он вскоре из него уходит, такое бродячее состояние. А дальше приходят правительственные войска и опять устанавливают прежнюю власть. То есть по сути брожения, стабильности нет.

Михаил Иванович. Хотелось бы, чтобы в пример приводились какие-то конкретные гражданские войны, потому что войны всегда были, а причины разные. Вот в Древнем Риме тоже гражданские войны были. И когда сейчас, уже через 2000 лет, мы смотрим на них, то нам кажется, что они просто поделились и воюют, хотя у них никаких различий: боги те же, культура та же.
Рис. 5. Арман-Шарль Карафе «Метелл Македонский под Кентобригой» (XIX в.) (Источник)
Василий Жанович. Тоже политика, борьба за власть.

Михаил Иванович. Но каждый человек решает, к кому присоединиться, ведь он будет рисковать жизнью. Ведь это важно?

Василий Жанович. Тоже важно, конечно. Может быть, еще психология – состояние человека. То есть каждый, примыкая к той или иной стороне, надеется, что она победит, и рассчитывает на свое будущее.

Михаил Иванович. Хотелось бы зафиксировать, почему гражданская война выделена как понятие и является предметом размышления. Гражданская война – это когда возникает две власти…

Василий Жанович. Две системы, противостоящие друг другу. И каждый претендует на легальный, легитимный статус.

Михаил Иванович. …которые имитируют государство. Именно поэтому и разделение идет такое, что я не повстанец, я не иду против власти, я законный.

Василий Жанович. Вот именно. Это их и оправдывает.

Михаил Иванович. Под это подходят войны и во Франции.
Рис. 6. Дюбуа Амьенский «Резня в Варфоломеевскую ночь в Париже» (Источник)
Василий Жанович. Безусловно.

Михаил Иванович. А во Франции мы считаем это войной? Когда гугеноты с католиками.

Василий Жанович. Да. И эмигрантское правительство после Французской революции, которое хоть и из-за границы, но позиционировало себя как законное и вернулось после Наполеоновских войн.

Михаил Иванович. То есть власть должна быть похожа на обычную легитимную власть. Например, испанская война. Есть замечательнейшее произведение Пикассо – «Герника».
Рис. 7. Пабло Пикассо «Герника» (Источник)
Можно ли его относить к тому, что это произведение инспирировано гражданской войной?

Ольга Александровна. Пикассо считал это иллюстрацией гражданской войны.

Михаил Иванович. Существует легенда о том, что к Пикассо пришли немцы и спросили: это вы сделали? Он ответил: нет, это вы сделали.

Ольга Александровна. Да, и его отпустили. Получается, это на немцев было?

Ольга Александровна. Да, безусловно, но позиционировал это как междоусобную войну.

Василий Жанович. Добавлю о психологическом состоянии. Думаю, Пикассо ощущал разделенность Испании как творческий человек и мыслил художественными, а не политическими категориями. Не то, что одна власть борется с другой, а то, что народ разорвано на две части. Этот страшный разрыв и показан на картине.

Михаил Иванович. Может быть, и разрыв, но для меня это другое. Бывает состояние на границе паники, такой себе когнитивный диссонанс, когда не знаешь, что делать. Но это состояние проходит, ты его забываешь, а художник взял и изобразил, чтобы помнили, что война – это когда все разрушается, когда въезжают чуждые друг другу элементы. То состояние ужаса, которое мы стараемся забыть, он изобразил.
Причины и поводы (11:18)
Михаил Иванович. Причиной, движущей силой в обычных войнах есть легкая дегуманизация врага, например, мнение, что некая раса недостойна жить. Я уже говорю про ближние войны, потому что римляне этим не страдали. Во время гражданских войн они не называли врага варваром или чуждым, просто воевали и всё.
Когда не с кем воевать снаружи, тогда воюют друг с другом.
Но вот как дегуманизировать вчерашнего своего брата, отца. Например, в «Тихом Доне» какие ужасы происходят.
Рис. 8. Кадры из к/ф «Тихий Дон» (Источник)
Василий Жанович. Недавно демографы провели сравнение и выяснили, что ожесточенный, непримиримый потенциал гражданской войны в основном появляется в тех обществах, где процент городского населения по отношению к сельскому составляет не больше 20%. Это связано с тем, что патриархальная деревня в своих отношениях к врагу непримирима. Там могут быть отношения очень близкие, но если появляется враг, то они готовы убивать друг друга.

Михаил Иванович. Помните, у Есенина в поэме «Анна Снегина» мужики били друг друга?

Василий Жанович. Причем били не понятно почему. Просто выброс агрессии. А городское население как более образованное и культурное может стабилизировать эту ситуацию жестокости. То есть считается, что если будет гражданская война, то она пройдет не в таких ужасных формах. И вот когда провели этот анализ в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в. и в России в начале XX в., то получилось это соотношение.

Михаил Иванович. Чем отличается городская и деревенская культура?
Рис. 9. Город и деревня (Источник)
Это совершенно разная культура отношений. В деревне я всех знаю и мне легко себя с ними вести, а в городе я уважаю закон и не важно, что я не знаю этого человека, но все равно веду себя прилично по отношению к нему. Это называется толерантность.
Рис. 10. Цветок толерантности (Источник)
Василий Жанович. Да, это готовность к уступкам.

Михаил Иванович. В городе иначе нельзя, но мы говорим про гражданскую войну. Перед гражданской войной происходит накопление потенциала, который потом выплескивается. Хотя, прочитывая разные газеты и просматривая разные телеканалы, понимаешь, что такой потенциал есть и сейчас, начни только. Создается впечатление, что это такой костер, в котором все зависит от качества дров. И, по-моему, те, кто управляет такими вещами, хорошо все это понимают. И существует два параметра: внутренний и внешний. Эти факторы сталкиваются, и получается то, что психологи называют «поступок делает характер». То есть стоит один раз убить, а дальше это переходит в озлобление и привычку. Что об этом есть в искусстве?

Ольга Александровна. Я подумала не об искусстве, а о философии и теории государства.
Рис. 11. Томас Гоббс «Левиафан» (Источник)
Гоббс в своем «Левиафане» писал о том, что государство стало её неизбежной формой существования человека, потому как надо было жить в мире, Homo homini lupus est, «Война всех против всех». Получается, что работы Тициана, Рубенса, тех, кто переосмыслял библейский сюжет Каина и Авеля не как иллюстрацию Библии, а как первый день зарождения ненависти, зависти, ревности друг к другу. Зависть, ревность, гнев – это и есть внутренний потенциал противостояния людей.

Михаил Иванович. На самом деле это всегда было. Просто если есть идеи, то они создают вокруг себя сторонников, и потенциал обязательно есть.
Людям свойственно увлекаться, это обратная сторона концентрации и мышления. И те, кто это знает, этим пользуется.
Василий Жанович. Я бы еще добавил, что в социальном аспекте и революция, и война взаимосвязаны.
Рис. 12. Октябрьская революция (Источник)
А, по определению Ленина, гражданская война – это закономерное явление и высшая форма классовой борьбы. Она обладает еще и активной социальной мобильностью. То есть перед людьми, которые в обычное время не могут подняться выше определенного уровня, открывается возможность резкого взлета. Естественное, это требует от них большой отдачи. Поэтому тут двояко можно к этому относиться. С одной стороны, можно сказать, что такой человек выскочка и просто захватил власть. С другой стороны, социальная мобильность показывает, что эти люди одаренные и смогли себя реализовать в этих условиях. Но это же является и поводом к взрыву. И тут мы подошли к важному моменту. Как отмечал Ленин, нужна субъективная субстанция, структура, которая способна довести эту ситуацию до революции и гражданской войны. И он видел в этом свою партию большевиков.

Михаил Иванович. И, как мы помним, это оказалось правдой. Большевики в гражданской войне побеждали, потому что белые были разрознены.

Василий Жанович. Ну не то чтобы разрозненность была, а просто большевики изначально были ориентированы как партия и ориентированы на то, чтобы каждый из членов не просто поддерживал политику партии, но участвовал непосредственно в её работе (именно Ленин настоял на том, чтобы это этот пункт был).

Михаил Иванович. То есть это была боевая организация.
Рис. 13. Советский плакат (Источник)
Василий Жанович. Да, то есть каждый член партии готов должен быть, что его пошлют куда угодно, и он начнет там действовать. А партия белых – кадетская – была академической, парламентской и не была готова к борьбе. Поэтому в условиях конфликта выиграли более подготовленные.

Михаил Иванович. А есть ли ответ на такой вопрос: почему гражданская война особенно жестока? Не в том ли дело, что идеология в данной ситуации важнее всего остального? Антропологи говорят, что мы отличаемся от животных тем, что умеем создавать мифы.

Василий Жанович. Это интересный момент. Если брать период после нового века, то у каждого из противников была своя мечта, было свое светлое будущее. Мне тут как раз вспоминалась реакция Ленина на слова Луначарского о том, что Кремль разбомбили во время московских боев в октябре 1917 года. Луначарский возмущался такой жестокостью, а Ленин ответил, что ни одно старое здание не стоит того, чтобы нельзя было им пожертвовать ради светлой идеи, когда мы сможем построить новые здания.
Рис. 14. Ленин и Луначарский (Источник)
Тема войны в искусстве (24:55)
Михаил Иванович. А как искусство это перерабатывает, чтобы дальше жить после ужасов гражданских войн? Вот долго-долго друг друга убивали… И как потом?

Ольга Александровна. Потом писали работы о том, как убивали друг друга. На самом деле интересно, как каждый бог относится к гражданской войне, потому что каждый бог порождает абсолютно уникальные образы. Кто-то сосредотачивается на том, чтобы запечатлеть как можно более точно произошедшие события. Например, интерпретация американских войн XIX века или появление агитационного плаката. Еще можно вспомнить различные работы аллегорического содержания, когда кровавые события изображались не напрямую, а через образы-символы и аллегорию (например, битва титанов).
Рис. 15. Битва титанов (Источник)
Михаил Иванович. Одно из характерных отличий гражданских войн – это особая жестокость. Вот это как-то перерабатывается? Ведь, например, для аристократов война была что-то вроде игры. Или, скажем, работа Тициана «Наказание Марсия», где изображена жестокость.
Рис. 16. Тициан «Наказание Марсия» (Источник)
Но, с другой стороны, люди нормально относились к этому. Известно, что Ян Жижка перед смертью попросил, чтобы с него сняли кожу, натянули на барабан и во время битв стучали бы в это барабан, чтобы он (Ян Жижка) и после смерти пугал врага. То есть люди всегда были жестокими. Но перерабатывалось это как-то в искусстве про гражданские войны?
Рис. 17. Ян Жижка (Источник)
Ольга Александровна. Обычно это сглаживалось. Если говорить о XX веке, то я бы сказала, что эта жестокость предвкушалась, чтобы предотвратить гражданские войны.

Михаил Иванович. То есть искусство как механизм сдерживания.

Ольга Александровна. Да, например, Дали написал две картины: «Мягкая конструкция с вареными бобами (Предчувствие гражданской войны)» и «Осенний канибализм».
Рис. 18. С. Дали «Мягкая конструкция с вареными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (Источник)
Рис. 19. С. Дали «Осенний каннибализм» (Источник)
Они подтверждают, что каждый художник – пророк. И Дали гордился тем, что может пророчествовать в своем отечестве, хотя и понимал, что его никто не услышит.

Михаил Иванович. Я считаю, что любое пророчество хорошо тем, что оно уменьшает количество наступлений на грабли. То есть на самом деле механизм сдерживания еще есть.

Ольга Александровна. Да, и вот он как раз характерен для XX века, потому что войны стали жестче, особенно гражданская, и человек стал это понимать. И очень интересно то, как ее передает Дали, потому что здесь автор отталкивается от идеи, что по сути всякая гражданская война есть война брата с брата, сына с отцом, это война – поедание народа себя изнутри.

Михаил Иванович. «Своя своих не познаша…»

Ольга Александровна. Да, и вот то, в каких формах, искалеченных, состоящих из бесконечного количества отрубленных тел, голов, но в то же время соединенных (плоть от плоти, кровь от крови), которые одновременно и целуют друг друга, и ложками выедают друг друга изнутри («Осенний каннибализм»).
Итоги (30:38)
Михаил Иванович. Давайте подведем короткие итоги. Мы обсудили, что такое гражданская война и чем она отличается от другой, обозначили ее причины (это накопление потенциала ненависти в обществе, который потом внутренними или внешними причинами взрывается), поговорили о том, что толерантность и культурное развитие должны сдерживать гражданскую войну. Но можно ли считать культурным развитием, например, разбиение общества на касты? Были ли гражданские войны в Индии? Хотя вот кастовость была и в Японии, а гражданские войны были колоссальные.

Василий Жанович. Но там еще важна азиатская и восточная специфика. Это как бы определенная заданность определенной группы людей. Вот если взять Японию и ее междоусобные конфликты, то там враждующие стороны внутри сохраняли свою кастовость. То есть это не была война бедных и богатых, это была война богатых и богатых.

Михаил Иванович. А какие причины обозначены в искусстве?

Ольга Александровна. Искусство может играть разные роли в теме гражданской войны. Потому что, с одной стороны, это роль художника-пророка, например, Дали, о котором мы сегодня говорили. С другой стороны, искусство можно использовать и в разжигании разных костров. Тут можно вспомнить русскую гражданскую войну, в которой активно обращались к картинам художников-передвижников, для того чтобы иллюстрировать бедственное положение в императорской России и подстегивать нужные слои населения. Можно говорить о том, что если прислушиваться к искусству как к политической оппозиции, то, возможно, можно многие войны и предотвратить. Искусство современности и искусство прошлого – это глас народа. Поэтому искусство надо использовать чаще в анализе каких-то исторических ситуаций.

Другие материалы