Л.Н. Толстой. «После бала»
Преступление, о котором не говорят, и наказание, которое осуждают
Нет смысла читать произведение, заранее зная, что оно «изобличает» или «бичует» пороки общества. Помните ли вы, за что наказывают солдата? Что общего между наказанным солдатом и Иваном Васильевичем?

Знакомьтесь с опытом внимательного прочтения рассказа Льва Толстого «После бала».
Детали в художественных произведениях (00:00)
Речь пойдёт о рассказе Льва Николаевича Толстого «После бала» (см. рис. 1). Это знаменитое произведение, в котором сплелось много всего, несмотря на короткий текст.
Рис. 1. Б.М. Кустодиев. Обложка к рассказу «После бала», 1925–1927 гг. (Источник)
Важно понимать, что писатель не может написать что угодно. Он подчиняется своему таланту, а значит, в произведении обязательно будут какие-либо детали, которые писатель, может, и хотел бы упустить (деталь в художественном произведении – мельчайшая подробность, с помощью которой создается художественный образ), но не стал этого делать, например из-за своих гражданских убеждений, которые овладевали им в момент написания произведения.

Именно поэтому Гоголь сжигал часть своих «Мертвых душ», а Толстой впоследствии говорил, что никогда не написал бы такую дребедень, как «Война и мир»:
«Как я счастлив, что писать дребедени многословное вроде "Войны" я больше никогда не стану».

Из письма А. Фету
«Люди любят меня за те пустяки – "Война и мир" и т. п., которые им кажутся очень важными»

Запись в дневнике 6 декабря 1908 г.
Летом 1909 г. один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку"».
То есть позиция Толстого со временем менялась, но на момент написания произведений он подчинялся определённому настроению, внутренней гармонии.
Тема наказания в рассказе (02:04)
Если внимательно читать «После бала», можно увидеть деталь, на которой держится весь рассказ, хотя при анализе данного произведения должного внимания этой детали не уделяют.

Для начала ознакомьтесь с цитатой Набокова (см. рис. 2) о читателях:
Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи. Начинать с готового обобщения – значит приступить к делу не с того конца, удалиться от книги, даже не начав ее понимать. Что может быть скучнее и несправедливее по отношению к автору, чем, скажем, браться за «Госпожу Бовари», наперед зная, что в этой книге обличается буржуазия.

В.В. Набоков. «Лекции по зарубежной литературе»
Рис. 2. В.В. Набоков (Источник)
Если спроецировать эту мысль на рассказ «После бала», то можно выразиться так: «Что может быть скучнее и несправедливее, если заранее знать, что Толстой изобличает жестокость и несправедливость крепостного права и эту же жестокость, но уже в армии».

Главным местом в рассказе является наказание солдата, отношение к этому наказанию, то, как оно перевернуло жизнь Ивана Васильевича. Для начала нужно разобраться, за что его наказывают. Многие читают про наказание, забыв узнать, какое преступление он совершил. Тут стоить вспомнить, как менялись меры наказаний в разные эпохи и что телесные наказания были отменены только в конце XIX века. Читатель должен замечать такие подробности:
– Что они делают? – спросил я кузнеца, остановившегося рядом со мною.
– Татарина гоняют за побег, – сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Л.Н. Толстой. «После бала»
В этой цитате важным является слово «побег», потому что именно за этот поступок наказывают солдата. В рассказе так спрятано само преступление, что все говорят лишь о наказании.

Побег из казармы в армии является очень серьезным преступлением, за него всегда наказывали строго. Потому что если человек убежал из казармы, то он может убежать и с поля боя. А побег может спровоцировать панику. Толстой, как артиллерист и военный, прошедший крымскую кампанию, наверняка понимал, что такое побег.
Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».

Л.Н. Толстой. «После бала»
Человек просит о помиловании, но он просит об этом тех, кого завтра, возможно, предал бы. Поэтому оценивать жестокость нужно в каких-то относительных мерках.

Описанные события происходили 170 лет назад, поэтому для современного человека дико об этом читать. Но если отсчитать от момента написания рассказа еще 170 лет, то выяснится, что тогда наказанием вообще было нанесение серьёзных увечий. Всё меняется, степень и мера наказаний с течением времени тоже меняются. Постепенно отменялись пытки, отменялось членовредительство, и вот пришли к тому, чтобы отменить наказание шпицрутеном (даже по названию понятно, что данный вид наказания изобрели не в России).
Наказание шпицрутеном пришло к нам из шведской армии в XVIII веке. Шпицрутен представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический шомпол. Способ наказания шпицрутенами шведы позаимствовали у англичан. В Британии был вид наказания gantler – когда человека проводили между двумя рядами солдат, которые били его палками (см. рис. 3).
За ошибки и нерадивость в учениях полагалось от 100 ударов шпицрутенами, за пьянство – 30–500 ударов, за воровство – 500 ударов, а за побег можно было получить 1000 и более.
Рис. 3. Т.Г. Шевченко. «Кара шпицрутенами», 1856 г. (Источник)
Душевная организация Ивана Васильевича (06:54)
Иван Васильевич рассказывает, что был влюблён в девушку:
«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

Л.Н. Толстой. «После бала»
Но двигаться дальше ему помешало то, что он идеалист. Иван Васильевич относится к категории людей, которые и жить-то не хотят, им дай только повод спрятаться от чего-либо. Он отказался идти на службу, он был влюблён, но отказался от каких-либо отношений:
«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

«– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как часто бывало с ней, с улыбкой на лице задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет».

Л.Н. Толстой. «После бала»
Можно сказать, что это и не было любовью, он создал для себя некий образ, миф. Напоминает легенду о Пигмалионе – скульпторе в греческой мифологии, создавшем из слоновой кости прекрасную статую, девушку Галатею, и влюбившемся в своё творение (см. рис. 4). Он так влюбился, что Афродита сжалилась и оживила эту статую.
Рис. 4. Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890 г. (Источник)
Герою рассказа повезло: у него случилась любовь. Но на любовь нужны душевные силы, а у Ивана Васильевича их нет. Всё, на что он способен, – немного повосторгаться возлюбленной и совершать романтические прогулки. А как только возник повод, он от всего отказывается. Можно сказать, что девушке повезло, ведь они могли пожениться. А за такого человека замуж выходить не стоит. Иван Васильевич не может отделить желаемое от должного, он инфантилен и слаб.
Изображение армейских сцен (09:21)
Рассмотрим сцену, где полковник зачем-то бьёт солдата, который мажет:
Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. – Я тебе помажу, – услыхал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

Л.Н. Толстой. «После бала»
Тут важно понять, в чем смысл такой экзекуции. Когда наказывали человека, присутствовал весь полк, били абсолютно все. Было важно, чтобы каждый ударил сильно и тем самым отделил себя от этого человека, чтобы наказуемый стал чужим (см. рис. 5). Это сильный психологический момент, когда человек думает, что таким не будет. Механизм «свой – чужой» сидит в нас очень глубоко, ещё со времён первобытных людей. Все бьющие обозначают, что наказуемый человек для них чужой, а значит, они такими не будут. Естественно, каждый должен ударить сильно, полковник за этим следит. Но в обществе нарастали протесты против телесных наказаний, и Толстой отразил их в своём рассказе.
Рис. 5. И.И. Пчелко. «Сквозь строй» (Источник)
Полковник делал в мирное время то, что делает офицер в бою. А в бою офицер может просто расстрелять бегущего.

Иван Васильевич рассматривает жизнь как идеальную конструкцию, он не знает, что государство – это механизм, а в механизме обязательно что-то (или кто-то) действует жёстко и чётко. И наказания – часть этой жёсткости. Они и сейчас есть, но другого вида.
В армии сегодняшняя слабость может обернуться завтрашней многочисленной потерей. Полковник – один из винтиков большого механизма под названием «государство».
Летом 1942 года был выпущен приказ № 227 под названием «Ни шагу назад» и были введены заградотряды. Представьте, что люди сидят в окопе и знают, что если они побегут от врага, то по ним будут стрелять свои (см. рис. 6). В окопе может сидеть и человек сильной воли, и колеблющийся. Заградотряд работает на обоих, потому что тот, кто имеет волю к сопротивлению и не собирается бежать, знает, что не сбежит и его сосед. Но и тому, кто подумывает сбежать, это полезно, ведь он не станет предателем и трусом (и, возможно, тем самым сохранит жизнь себе, своим родным и близким). Вот такие жёсткие, но действенные методы были в армии. Хотя с точки зрения мирного времени мысль о том, что можно стрелять по своим, ужасна.
Рис. 6. И.Е. Репин. «Дезертир», 1917 г. (Источник)
Неочевидные детали в рассказе «После бала» (15:09)
Перед читателем на поверхности лежит сюжетная линия рассказа: татарин сбежал из казармы. Но и Иван Васильевич совершил побег. Он сбежал от жизни. Он говорит, что так нигде и не служил, так и не женился, был в каких-то советчиках, возможно, преподавателем. Вспомните, как он идеализирует всё, как он возмущается, когда кто-то намекнул, что танец – это когда люди касаются друг друга (см. рис. 7):
– И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела.

– Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали её за талию, не только своё, но и её тело, – сказал один из гостей.

Иван Васильевич вдруг покраснел и сердито закричал:

– Да, вот это вы, нынешняя молодёжь. Вы, кроме тела, ничего не видите. В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась она для меня. Вы теперь видите ноги, щиколотки и ещё что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил AlphonseKarr, хороший был писатель, на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя. Ну, да вы не поймёте…

Л.Н. Толстой. «После бала»
Рис. 7. М. Зичи. «Бал в концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Наср-эд-Дина в мае 1873 года» (Источник)
Ещё одной деталью, которые вдохновляют читать такие произведения подробно, являются сапоги, в которых ходил полковник. Толстой не просто так упоминает, что это были опойковые сапоги.
Опойковые сапоги – сапоги, сделанные из кожи молодого телёнка.
Эта деталь находится в начале произведения. Встретив её, читатель понимает, что дальше будет что-то тяжёлое, непростое (ведь молодого телёнка убили, чтобы сделать сапоги, в которых теперь ходит полковник).

В рассказе больше десяти раз встречаются слова умиление, умилился. Такой излишней «сладостью» автор, видимо, хотел подчеркнуть, что Иван Васильевич витает в какой-то сладкой патоке, в своих мечтах.

Великие люди призывают читать много раз. Рассматривая картину, обращаешь внимание на сочетание цветов. Написать их разом невозможно, художник наносит их постепенно. Писатель делает это при помощи разных приёмов, в частности – деталей, которые нужны, чтобы подчеркнуть определённую мысль или идею автора. Но значение и форма детали может измениться со временем. И та деталь, которая не должна приковывать внимание, начнет выпирать из главного фона.
Важно обращать внимание на детали, читая любого автора. Ведь именно они открывают полную картину того, что хотел передать автор.

Другие материалы