О «бесполезном», конечно, в кавычках, потому что иначе и говорить не стоит. Мне кажется, одна из трудностей человека, входящего в этот мир с помощью образования, — это восприятие таких бесполезных, казалось бы, понятий, слишком отдалённо связанных со мной. Их очень много, скажем, в обществознании, где что-то говорится о «свободе личности», или в литературе, там много про «честь», потому что нужно же как-то объяснять дуэли.
Вот на физике и химии говорится о чём-то конкретном, а это — отдалённое. Хочется кому-то говорить об этом. На самом деле важно понять, что это одно и то же, что всё якобы бесполезное — инструменты жизни. Про это подробнее немножко.
Кажется, что число незыблемое. Есть один, два, три. Нет, это наши инструменты. Нет двух одинаковых предметов в природе, значит, и считать нечего, значит, и числа нет в природе, это наше. Энергия — тоже инструмент. Идея замкнутой системы — самое главное в физике. Нужно же выделить какую-то область, в которой будут думать о задаче, иначе весь мир участвует в тех процессах, которые в ней происходят. Я выделяю её, но ведь замкнутой системы не существует. Так о ней думать — это мой инструмент. Это мы придумали такой способ размышления. Другого вроде бы и не видно, как ещё думать?