О формировании мировоззрения ребёнка
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Есть такое понятие — мировоззрение, и конечно, у нас всех есть впечатление, что это такое. Когда ребёнок учится в школе, хотелось бы, чтобы он получал верное мировоззрение при помощи всех тех наук, которые он изучает. Кроме специальности и того, что ему поможет потом стать специалистом в какой-то области, встать в длинную технологическую цепочку, называемую экономикой, и зарабатывать что-то, быть полезным и себе приносить пользу, ещё хочется, чтобы у него был какой-то взгляд на жизнь, мировоззрение. А как это, кто знает?

Есть приёмы, которые помогут человеку увидеть нечто общее. Например, возьмём клин или рычаг — легко увидеть, что это одно и то же, это в учебнике написано. То, что нож, и клин, и топор — это одно и то же, тоже легко понятно. А ещё им «идеологически» близка лупа, это тоже собирание чего-то, в данном случае света, и концентрирование на малой площади. Каждый ребёнок знает, что лупа зажигает от солнца, и будет здорово сравнить это с ножом.
Так же и концентрация внимания: ты можешь думать о многом, а потом сосредоточиться и додумать или сделать что-то.
Это близкие вещи. Известно такое выражение Наполеона: «Побеждают большие батальоны». Он не имел в виду, что побеждают большие армии, он сказал именно «батальоны», имея в виду, что в данном месте в данное время нужно иметь численное преимущество. Тогда техника была более-менее равная и не так важна, как сейчас, поэтому было важно именно количество людей.

Мне кажется, такого типа примеры о близких вещах и о том, что о них можно думать как о близких вещах, могут подтолкнуть человека к умению объединять. Маленькая девочка «учила» своих родственников, передавала то, что она поняла из занятий балетом, и в какой-то момент говорит: «Когда занимаешься балетом, ни о чём нельзя больше говорить, кроме как о балете, всё должно быть связано с балетом». Я говорю: «Как же тебе здорово кто-то рассказал». «Нет, мне это рассказали на шахматах, что, когда занимаешься шахматами, все мысли должны быть о шахматах, а я это перенесла туда», — это уже микромировоззрение.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Математика такая: метод взят из одного места в другое. То, что она это отметила, уже начало развития способности думать достаточно общо, вырабатывать какие-то приёмы.
Чем больше таких вещей находить и подсказывать, обращать внимание на некую тождественность или близость некоторых удалённых вещей (чем более они удалены, тем лучше), тем больше шансов, что у человека разовьётся инструмент понимания, узнавания в новом чего-то старого.
Другие материалы