О жизненных целях
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Эволюционный подход, понимание как всё происходило, как мы возникали, помогает понять некоторые вещи. Например, что у ребёнка после определённого возраста возникают проблемы с целеполаганием. И потом, где-то в два с половиной — три года и дальше, он просто привыкает жить без ясной цели.
Это может показаться странным: ну и что такого? Ребёнок играет и всё. Но он не знает, во что играет чаще всего, и привыкает к этому. Его бросают, бросают, и конечно, он находит какие-то вещи. Надо ему помогать: психологи говорят, что нужно обязательно показать, как играть игрушкой, и вместе с ним поиграть некоторое время, тогда человек поймёт.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Более того, даже то, что работает как механизм подражания у ребёнка, это желание быть «вместе», делать так же, как старшие делают. Так же и с целями. Каждый наверно замечал, как ребёнок бежит куда-то, явно по делу, ему ясно, что есть цель, и вдруг он споткнулся, упал. И когда на полу лежал, увидел какую-то ниточку, поднял эту ниточку, посмотрел и побежал в другую сторону. Вроде это нормально, что он и не помнит ту цель уже, у него другая появилась. Насколько это зыбко всё: и цели нет, и не ясно, что делать.

Брошенный человек, конечно, найдёт цель постепенно. Но если этот потенциал вместе с ним использовать, направить куда-то, в правильную игру, это поможет расширению пространства, пространство понимания, пространство упорядоченности: «Что я могу делать вместе со старшим?». Если человек один, то конечно, он найдёт, чем заняться, рано или поздно. Но это будет хаотично, и время будет использовано как бы зря.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Стоит задумываться, почему какая-то часть времени будет использована впустую или не использована. Почему в Афинах было очень мало свободных людей и такое количество гениев? Гениев, талантов! Рядом с гениями всегда было много талантливых, конгениальных людей, которые могли воспринимать то, что гении говорят и делают. Иначе бы гении не выросли. В чём дело? Думаю, они владели некими приёмами воспитания, может быть, неотмеченными, а может быть, мы и сейчас можем их заметить. Они не давали заснуть ребёнку, заснуть мозгу. В три года не давали успокоиться, и развитие продолжалось, поэтому было так много выдающихся людей.

Стоит думать об этом и когда ты занят своим ребёнком. Наблюдать и помогать, и понимать, что самому ему трудно. Конечно, бывают периоды, когда ребёнок чем-то занялся, — это вообще святое время, нужно отойти и дать ему возможность побыть самому. Но как только он захотел быть с кем-то, кто-то должен действительно быть рядом.

Другие материалы