О науке и искусстве
Статья и видео по острым вопросам
И наука, и искусство помогают нам понимать окружающий мир, это известный факт. Методы разные. Как можно заметить, чтобы не говорить именно о методах, что это принципиально разные вещи? Можно сказать, что в науке известно, что является научным результатом. Учёный говорит: «Если вы сделаете так, так, так, в таких условиях у вас получится то же самое, что у меня. Я придумал эксперимент, и вы можете его повторить, то есть это от меня не зависит. Если вы повторите все начальные условия, у вас получится то же самое».
Мы понимаем, что независимо от того, кто умножает, если он будет умножать в столбик, то получит одно и то же число, если будет всё по инструкции делать. И наука на этом стоит, она говорит объективный результат.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
А в искусстве, как можно легко заметить, всё наоборот. Каждый художник говорит: «Я тут сделал что-то такое, что затрагивает именно меня, именно я здесь отражён в моём произведении». И наоборот, преследуются подделки, и говорится, что подделку по-настоящему невозможно сделать. Целые книги посвящены композиции и миллиону элементов какой-нибудь картины, и вместе они создают нечто, что говорит именно об этом авторе. Есть много искусствоведческих книг, где об этом обязательно будет что-то сказано. То есть тут наоборот, субъективность. В этом отличие от науки.
Как же и то, и другое помогает понимать мир и почему? Мне кажется, это как две руки, левая и правая, их нельзя совместить, хотя вроде бы они похожи друг на друга. В одном случае говорится, что всегда будет получаться одно и то же, если выполнить инструкцию, а в другом случае наоборот.
В науке происходит выделение объекта или выделение эксперимента. Они говорят: всё остальное неважно, сейчас занимаемся только этим! Каким-нибудь газом или какой-нибудь обмоткой, через неё пропускается ток, и будет такой результат. Неважно, у кого — у любого будет.

А в искусстве есть некий выдающийся художник, и он увидел мир вот так. Почему часто слово «видеть»? «Я так вижу», — говорят. Вот на это «я» тут упор. И остаются, естественно, какие-то выдающиеся создатели, через них мы можем видеть уже некую целостную картину. Он не говорит, что выделил мир, наоборот, он туда включил как можно больше. Это выделенный человек.
В науке выделен объект, а здесь наоборот, очень субъективно: выдающийся человек не описывает точно, что он имеет в виду.
Он нам изображает, например, роман. Кто-то пробовал спросить Толстого, о чём его роман вкратце. Он сказал: «Тогда бы я не писал, если бы мог сказать об этом вкратце». Так вот, это видение мира с какого-то боку вот этим человеком.

Мир как бы разложен по личностям, а в науке по каким-то отдельным ветвям, отдельным экспериментам. И там, и там идёт анализ, можно так сказать. В случае искусства это к анализу прямого отношения не имеет. Но мы разделяем мир на разные точки зрения именно благодаря тому, что их много. Вот какая разница.
Другие материалы