О нормах поведения
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Какие-то стимулы должны быть, естественно. Мотивы к обучению, к какому-то правильному поведению. И самый первый напрашивающийся — это наказание. Так и было, всё воспитание было построено на наказании, на физическом наказании. Не так давно отказались мы, человечество, от этого способа воздействия. Но есть другое, противоположное, это удовольствие, и его надо использовать.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Мне нравится такое разделение на три фазы оценки своих поступков, которые проходит ребёнок. Первая называется преконвенциональная. Когда он делает что-то и боится или понимает, что у него будет что-то от этого поступка, что-то хорошее случится. Преконвенциональная: или мне будет больно или плохо, меня накажут, или будет хорошо всё. Дальше конвенциональная. Есть общество, я смотрю, как другие себя ведут, и если я отклоняюсь от этого, то как-то понимаю, что это не очень здорово. И постконвенциональная. Когда уже создаются внутренние нормы поведения, морали, и тогда человек даже в окружении людей, которые ведут себя как-то, может оставлять за собой свою линию, свою мораль, нормы какие-то. Такая постконвенциональная. Это Кольберг сделал такое разделение, и мне кажется, оно разумно.

Если теперь подумать: а что может семья делать? Мне кажется, первая и вторая фаза, они могут совпасть. Если ребёнок как можно дольше, всё время чувствует себя членом семейного сообщества, тогда само суждение окружающих людей может являться наказанием. Если ты просто осуждаешь ребёнка, показываешь, что он выбился из какой-то нормы, которую в семье считают нормой, для ребёнка это уже будет наказанием. Хотя звучит жёстко, но на самом деле действительно так. И остаётся только одно: как можно дольше быть вместе, как можно дольше составлять окружение ребёнка.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Потом приходит время, когда ищется другая группа, сверстников. Но человек уже в этой постконвенциональной стадии, и у него уже установились какие-то свои нормы, и он эту группу сверстников выберет соответствующую.

Нужно успеть лет до 12-ти, чтобы создались внутренние нормы. Чтобы он перешёл в постконвенциональную фазу без принуждения, просто суждениями окружающих его дорогих ему людей, родителей.
Нужно к определённому возрасту как бы поселить ребёнка среди правильных людей.
Это литература, это родители, которые читают, обращают внимание на определённых героев. И человек постепенно записывается среди них в ту группу, которой мы хотели бы, чтобы он ментально принадлежал. Тогда он сам выберет потом правильную группу сверстников, другие просто ему будут неприятны.

Другие материалы