Мне нравится такое разделение на три фазы оценки своих поступков, которые проходит ребёнок. Первая называется преконвенциональная. Когда он делает что-то и боится или понимает, что у него будет что-то от этого поступка, что-то хорошее случится. Преконвенциональная: или мне будет больно или плохо, меня накажут, или будет хорошо всё. Дальше конвенциональная. Есть общество, я смотрю, как другие себя ведут, и если я отклоняюсь от этого, то как-то понимаю, что это не очень здорово. И постконвенциональная. Когда уже создаются внутренние нормы поведения, морали, и тогда человек даже в окружении людей, которые ведут себя как-то, может оставлять за собой свою линию, свою мораль, нормы какие-то. Такая постконвенциональная. Это Кольберг сделал такое разделение, и мне кажется, оно разумно.
Если теперь подумать: а что может семья делать? Мне кажется, первая и вторая фаза, они могут совпасть. Если ребёнок как можно дольше, всё время чувствует себя членом семейного сообщества, тогда само суждение окружающих людей может являться наказанием. Если ты просто осуждаешь ребёнка, показываешь, что он выбился из какой-то нормы, которую в семье считают нормой, для ребёнка это уже будет наказанием. Хотя звучит жёстко, но на самом деле действительно так. И остаётся только одно: как можно дольше быть вместе, как можно дольше составлять окружение ребёнка.