О пословицах: Cui prodest?
Статья и видео по острым вопросам
Есть такая латинская формула: Сui prodest, «кому выгодно». Для детективного фильма очень чёткая формулировка: ищи того, кому выгодно какое-нибудь событие. Удобная и чёткая инструкция для поиска, но в то же время нужно помнить, что она пришла из глубины веков, это ещё римская формулировка. Люди были близки к тому, чтобы во всём винить некие субъективные силы, субъекты богов, духов и так далее. И во всём, что происходило, древний человек находил конкретного виновного. Люди ощущали законы, знали, что есть закон, но такой формулировки ещё не было, поэтому применять их не могли.

Леви-Брюль в книге «Первобытное мышление» как раз пишет про Новую Гвинею такую вещь:
«Туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападёт на него и убьёт».
Вот откуда сui prodest как формула. Такое количество богов и всяких потусторонних одушевлённых сил, которые всё здесь устраивали.

Потом начали обнаруживать постепенно, что нет никаких сил, например, вся небесная механика основана на законах, и никому не выгодно, чтобы Луна или Земля именно так двигалась, есть законы. И это стало понятным. Но понятным стало в физическом мире, в своём, нашем, социальном, то, что близко ко мне, к человеку. Мы, конечно, ещё далеко не пришли к этому и всегда стараемся найти виновного. Даже там, где это просто действие некоего закона.

Один из таких законов с неприятным названием «дилемма заключённого» или «проклятие общего ресурса».
Каждому человеку или каждому субъекту — это могут быть страны — всегда кажется, что если я сделаю что-то, а другие не будут делать, то будет здорово. И мне выгодно, и в то же время цель достигнута.
Скажем, поголовье китов. Если я буду, как Япония, вылавливать китов, раз всем запретили, — это очень удобно. Но если все так будут делать, киты быстро закончатся. Понятно, что происходит, почему это «проклятие общего ресурса».
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Ну общим ресурсом может быть многое. Например, устойчивость мира: сама устойчивость — ресурс. Мы живём благодаря тому, что нет войны глобальной. В то же время каждый может вооружаться, вооружаться всё больше и больше, и сосед тоже использует этот ресурс. Так дилемма заключённого работает в виде гонки вооружений.

Интересно, что этому всему можно придать и такой поворот: в авторитарных режимах легко свалить на кого-нибудь беды, вообще все те действия, в которых виновато колоссальное количество людей. В нашей истории это есть, и в истории всех стран на самом деле, просто одни это вытаскивают наружу, другие нет. Взять любую страну, там есть скелеты в шкафу всей нации, когда вся нация была в заблуждении. Мы же воодушевляемы, мы можем какой-то идеей воодушевиться так, что потом впору обернуться и сказать: «Боже мой, неужели я это делал? Или я делал вид, что я этого не замечал?».

Но когда есть диктатор, то легко свалить вину, как бы сказать, очиститься. «Да, вот он, козёл отпущения, это он! Из-за него всё было сделано, а мы все не виноваты». И начать жизнь с чистого листа.
Таков плюс авторитарного режима: когда есть чёткий лидер, всё можно свалить на него.
Кстати, в «Борисе Годунове» Пушкина это тоже отмечено, когда что бы ни происходило — мор, кого-то убили — во всём виноват Борис Годунов. Он говорит об этом в одном из своих монологов.

А что в демократических странах? А демократические страны, нужно заметить, и не признают как бы, они говорят «ошибка», они не извиняются. Какая бы страшная бомбардировка ни была, извинений не последует, потому что для этого нужно взять вину на весь народ.
Там же всё время говорится о том, что власть демократически избрана и её решения поддержаны всем народом. Нет явного лидера, не на кого тогда всё свалить.
А механизма очищения всего народа не выработано, как всему народу покаяться. Немцы попробовали, можно даже сказать, что у них получилось, хотя пока это не ясно, потому что народная память действует долго.

То же самое и в I веке нашей эры происходило, и Каиафа, первосвященник, говорит: лучше один человек погибнет, чем весь народ. То есть, он понимает, что Христос вообще-то не заслуживает казни, но говорит об этом. Действительно, можно почитать «Евангелие» под этим углом, он, как полководец, берёт на себя решение, что несправедливость к одному человеку может быть платой за сохранение народа, сохранение того порядка, в котором люди живут.

Такие размышления над этой формулой сui prodest, которая в России, может быть, переводится даже не только «кому выгодно», но и «кто виноват», уже рядом. Можно думать обо всём этом так.
Другие материалы