А механизма очищения всего народа не выработано, как всему народу покаяться. Немцы попробовали, можно даже сказать, что у них получилось, хотя пока это не ясно, потому что народная память действует долго.
То же самое и в I веке нашей эры происходило, и Каиафа, первосвященник, говорит: лучше один человек погибнет, чем весь народ. То есть, он понимает, что Христос вообще-то не заслуживает казни, но говорит об этом. Действительно, можно почитать «Евангелие» под этим углом, он, как полководец, берёт на себя решение, что несправедливость к одному человеку может быть платой за сохранение народа, сохранение того порядка, в котором люди живут.
Такие размышления над этой формулой сui prodest, которая в России, может быть, переводится даже не только «кому выгодно», но и «кто виноват», уже рядом. Можно думать обо всём этом так.