О пословицах: Otium post negotium
Статья и видео по острым вопросам
Некоторые латинские пословицы, мне кажется, сейчас естественно понимаются несколько по-другому, не так, как и для чего они были созданы в те времена. Вот, например: Otium post negotium. Мы знаем перевод: «Досуг после работы». А совсем по-русски будет звучать так: «Сделал дело – гуляй смело». Это всё такой прямой перевод.

А если задуматься и иметь в виду, что она была создана культурным слоем Рима? Эти люди вряд ли проявляли такое уж уважение к труду, им были заняты рабы. Занятость, деятельность — это всё-таки другое. Может быть, деятельность ума, труд ведь бывает разный. У нас так получилось, что слово одно и то же, но понятия разные. Активность и, собственно, тяжкий труд — разные вещи. И тут в словах otium post negotium сразу стало слышаться отрицание. Negotium — это отрицание otium. G — чтобы две гласных подряд не произносить.
То есть otium первично, досуг первичен, может быть, тогда это слышится по-другому. Сделай все дела, чтобы они не мешали самому главному, потому что досуг важен. Досуг — это активный покой. Сейчас психологи говорят, что активный покой — это состояние напряжения мысли, когда человек принимает важные решения. Сейчас от человека всё больше и больше зависит именно принятие решений, а не некоторая суета. Суетиться всё больше и больше начинают машины, компьютеры и их производные, в общем роботы.
Поэтому к праздности, к досугу нужно вырабатывать какое-то другое отношение. Я сказал «праздности», потому что у Пушкина удивительно употребление слова «праздность». «Праздно мыслить было мне отрада», «счастливец праздный», «праздность моя торжественна» и так далее, их много, можно в словаре Пушкина посмотреть, как это слово употреблялось. Это всё про то, что он очень уважительно относился к праздности в самом деле, вот к этому otium. И если смотреть на аристократов, стоит подумать, что общество есть единица жизни, и оно очень долго живёт. Люди — как вода в реке, мы же всё-таки не воду рекой называем. Вода проходит, а река — то, через что она проходит. Так и тут.
Если смотреть на общество как на единицу, то можно подумать, что в то сословное время, когда была несправедливость, иерархическая структура, общество верно организовалось, одни стали на плечи других и посмотрели далеко вперёд.
Потому что, когда человек свободен от тяжкого труда, он действительно свободен. И в этой свободной среде могут быть такие люди, как Пушкин, который ещё даже отрефлексировал, понял, что праздность «торжественна».
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
И мы сейчас входим в пору, когда свободного времени будет всё больше и больше, во всяком случае мы можем больше его себе позволить, и понимаем, как это время должно быть организовано и как должен быть организован наш мозг в свободное время. А то, как человек тратит свободное время, — это и есть он сам. Это такое же отличие, как заполнять анкету или написать письмо другу в свободной форме. Эта свобода и будет характеризовать человека полностью. И тут полезна наша литература, Пушкин, конечно, и просто понимание.

Мне кажется, эта пословица как раз про то. Это говорили аристократы, у которых было много свободного времени, и у нас его всё больше и больше.
Нужно просто иметь смелость аристократически относиться к своему свободному времени.
Другие материалы