О пословице Dura lex sed lex
Статья и видео по острым вопросам
Есть такая латинская пословица Dura lex sed lex, её обычно переводят «Закон суров, но закон». Вроде понятно: нужно терпеть, пускай закон будет строгим, но его придумали, и теперь надо его исполнять. Чуть менее плоским будет это утверждение, если вспомнить, что dura — это не только суровый, но и грубый, не утончённый, не приспособленный к каким-то тонкостям. И закон вынужденно действительно не приспособлен.

Какой-нибудь пример: если в магазине продают спиртное человеку накануне его совершеннолетия, вроде вполне естественная покупка, на самом деле продавец должен быть наказан. Он накануне продал, а другой сделает это за два дня, за три, и закон исчезнет.
То есть сама граница, поддержание границы — это важно, потому что, если не будет этой жесткой границы, пускай и грубой, закон исчезнет.
И мы, когда смотрим на что-то, говорим: могли бы и учесть заслуги этого человека! Ну да, заслуги этого человека, потом человека, который, может быть, менее знаменит, нужно учесть, и другой скажет: «Да и я такой же, только в другой сфере». Простили великой певице, а почему бы не простить великому конструктору, и так далее. Всё, закона нет.
И общество как целое всегда потому и существовало, что страшилось главной угрозы — хаоса, разрушения. Как только появляется хаос, всё разрушается, само общество исчезает. Это хуже всего уже, даже хуже всякой несправедливости.
Мы знаем, что революция началась под благородными лозунгами «свобода рабочему классу, крестьянам», для благого дела индустриализации, всё здорово, но потом и рабочий класс, и крестьяне были даже больше закрепощены, чем до того.

Конечно, тут такая коллизия с чувством справедливости. Как наказывать человека за какую-то мелочь? Вроде бы, несправедливо. И вот закон с чувством справедливости, естественно, входит в противоречие. И тут общество придумало помилование, различные смягчения наказания.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Интересно, что есть два произведения, во всяком случае про которые я знаю, про которые Пушкин сам сказал, как всё здорово получилось. Одно известно: «Борис Годунов», а второе — это «Анджело». И он пишет, что критика на него набросилась, а, между тем ничего лучше он не писал. Понятно, что такое признание может быть под влиянием каких-то эмоций, но однако так сказано. А почему? Там уж очень много всего сплетено, и удачно сплетено. И взаимоотношения государя с законом, и справедливость, и много чего, но я только одно скажу, что там этот вопрос поставлен о том, что закон применяется как бы несправедливо. Молодой человек его нарушил, он соблазнил девушку, на которой собирался жениться, и за это действие его должны казнить. И вот как решается эта задача. Почему там поставили сурового правителя? Потому что «Зло явное, терпимое давно, молчанием суда уже дозволено…». И ещё несколько таких замечательных есть мест в этом произведении, где именно про закон, столкновение закона и чувства справедливости, и решение его при помощи милости правителя. Такой баланс. То же самое в «Капитанской дочке» мы знаем.

То есть эта проблема была всегда. Мне кажется, по отношению к закону и государству есть хорошее жёсткое, но справедливое высказывание Бердяева, что государство существует не для того, чтобы сделать жизнь раем, а для того, чтобы она окончательно не превратилась в ад. Конечно, это пишет писатель, поэтому «рай», «ад», тем более такой верующий человек, у него всё это рядом, видимо, в воображении. Я услышал в этих словах: ад — это хаос.

И всегда, когда какие-то идут недовольства и выплёскиваются в разных видах, то каждый, это же в силу демократии каждый решает, должен выбрать: это уже достаточно, чтобы рискнуть порядком или нет?
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Молодёжь, естественно, говорит: да, достаточно. Потому что у молодёжи больше возможностей, больше времени. Будет беспорядок — выживем, выправим. А люди в возрасте уже меньше начинают участвовать в разных общественных турбуленциях именно в силу того, что чувствуют, чем может обернуться хаос, или ад по бердяевской формулировке.
Другие материалы