Интересно, что есть два произведения, во всяком случае про которые я знаю, про которые Пушкин сам сказал, как всё здорово получилось. Одно известно: «Борис Годунов», а второе — это «Анджело». И он пишет, что критика на него набросилась, а, между тем ничего лучше он не писал. Понятно, что такое признание может быть под влиянием каких-то эмоций, но однако так сказано. А почему? Там уж очень много всего сплетено, и удачно сплетено. И взаимоотношения государя с законом, и справедливость, и много чего, но я только одно скажу, что там этот вопрос поставлен о том, что закон применяется как бы несправедливо. Молодой человек его нарушил, он соблазнил девушку, на которой собирался жениться, и за это действие его должны казнить. И вот как решается эта задача. Почему там поставили сурового правителя? Потому что «Зло явное, терпимое давно, молчанием суда уже дозволено…». И ещё несколько таких замечательных есть мест в этом произведении, где именно про закон, столкновение закона и чувства справедливости, и решение его при помощи милости правителя. Такой баланс. То же самое в «Капитанской дочке» мы знаем.
То есть эта проблема была всегда. Мне кажется, по отношению к закону и государству есть хорошее жёсткое, но справедливое высказывание Бердяева, что государство существует не для того, чтобы сделать жизнь раем, а для того, чтобы она окончательно не превратилась в ад. Конечно, это пишет писатель, поэтому «рай», «ад», тем более такой верующий человек, у него всё это рядом, видимо, в воображении. Я услышал в этих словах: ад — это хаос.
И всегда, когда какие-то идут недовольства и выплёскиваются в разных видах, то каждый, это же в силу демократии каждый решает, должен выбрать: это уже достаточно, чтобы рискнуть порядком или нет?