Правовые системы различаются. В одних государствах так, в других так, и мы иногда сталкиваемся с этим, говорим: как же, там всё-всё регулируемо, а у нас? Например, в Америке вы не можете делать пламя костра даже в положенном месте выше определённых норм. Регулируемо что-то, что нам кажется свободно возможным. Им наоборот, может быть, что-то кажется странным в нашей системе. Это естественно, потому что право следует за ментальностью, а ментальность разная. Ментальность людей определяется их историей, определяется тем, как их воспитывают в раннем возрасте.
Пример, как может влиять ментальность: в Библии можно прочитать про то, как Исав отдал право первородства. Эту историю стоит отдельно прочитать, но какие последствия она имеет? Все знают сказку «Кот в сапогах». А почему там старшему брату досталась мельница, а младшему только кот? Это как раз право первородства. То есть для западной, скажем, европейской, западноевропейской мысли и морали нормально, что старший сын получал всё. Очень выгодно в экономическом смысле. А в России всё делилось. Поэтому у нас «удельный князь» — делились. Пять сыновей, изволь разделить на пять частей своё хозяйство. Конечно, это может быть экономически невыгодно, но зато справедливо. Справедливо по отношению к этому поколению, а к следующему? Они же беднее будут, потому что ту самую мельницу разделили на пять частей, и теперь она не работает. А к следующему поколению хуже будет.
Что выгодно, что лучше — так нельзя говорить. Это одна система и другая. На этой системе уже растёт право. Получается, что все мы, как живые существа, произошли из одного исходного бульона, но стали очень разными, потому что пошли разными путями. Это эволюция. Так же государство и право — это эволюция разных систем, исходно в морали появились разные и нормы — как я привёл пример, делить ли между всеми или старшему отдать всё наследство — и дальше на это уже настраивалась правовая система.