О преподавании истории в школе
Видео и статья на исторические темы (дискуссии)
Многие считают, что история – это предмет неважный и неинтересный. Что это просто коллекцией имен, событий и дат, которые нужно заучить.

Немногие учителя способны зажечь интерес к истории и выработать у школьника цельный взгляд на исторический процесс. Только в этом случае достигается настоящее понимание предмета. У таких преподавателей ученики не только знают факты, но и понимают их причины и следствия. Поэтому подготовка квалифицированных учителей истории – важная государственная задача.

Что современные учителя используют в работе? Кроме образовательных программ, стандартов и учебников современному учителю помогают компьютеры и интернет, которые освобождают его от рутины. Это позволяет больше времени уделять инструментам размышления об истории, формированию научного мировоззрения. Об это важной воспитательной составляющей и о том, как преподавать историю в школе, поговорим с профессором, доктором исторических наук Цветковым Василием Жановичем.

ЕГЭ по истории (00:00)
Михаил Иванович. Василий Жанович, хочется спросить, каким будет ЕГЭ через несколько лет?
Рис. 1. ЕГЭ (Источник)
Василий Жанович. По моему мнению, многими школьниками ЕГЭ воспринимается как набор некоторых сведений и больше ничего. Но в перспективе, я считаю, эта информационность начнет уступать место осознанию проблемы.

Михаил Иванович. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» пишет, что в примитивных обществах научить рыбачить и охотиться стоит на втором месте. На первом месте стоит вопрос «Кто мы есть?». Все наши табу, мифы, наше происхождение – все это куда важнее.
Рис. 2. Джеймс Фрэзер (Источник)
Василий Жанович. А это как раз и несет в себе историческая память. ЕГЭ будет просто формой сдачи вот тех знаний и понимания. Но это будет только результат, а не какая-то самоцель.
Понимание исторического процесса (04:23)
Михаил Иванович. А что можно понимать в истории?

Василий Жанович. Понимать нужно прежде всего особенность человеческой жизни в контексте страны, общества, потому что есть понятие «жизнь человека», есть понятие «жизнь общества». И везде свои проблемы.
Рис. 3. Человек и общество (Источник)
Михаил Иванович. Можно ли сформулировать так, что задачи истории – отделить случайное от необходимого и понять причины необходимого.

Василий Жанович. Причинно-следственные связи.

Михаил Иванович. Потому что знать, кто во что был одет на Куликовской битве, например, может, и не очень важно, а вот знать и понимать причины этой битвы – это необходимо. Или, например, на том месте, где сейчас Франция, было много разных государств, однако они объединились и стали одной страной.

Василий Жанович. Это понимание процесса.

Михаил Иванович. А вот Пиренеи стали достаточным препятствием для того, чтобы стало два или даже три государства.

Василий Жанович. Или островное положение Великобритании, которое спасало ее от завоевания вплоть до Второй мировой войны.
Рис. 4. Великобритания (Источник)
Но главное здесь – понять суть происходящего события: предпосылки, само событие и последствия. То есть видеть событие как звено в цепи предшествующих и последующих, а не как отдельный элемент.
Михаил Иванович. Но что-то в этом может быть и случайно.
Роль учителя (06:36)
Михаил Иванович. А как роль учителя будет меняться? Сейчас в образовании происходят большие перемены.

Василий Жанович. Есть мнение: полное дистанционное обучение. Обучение по принципу телевизионной передачи.
Рис. 5. Дистанционное обучение (Источник)
Михаил Иванович. Но не совсем так. Интернет не только предоставляет информацию на дом, ведь если есть компьютер, то это еще и интерактив, игры, например, исторические.

Василий Жанович. Учитель необходим в любом случае, потому что это живой контакт. Есть хорошее выражение: есть учитель, а есть урокодатель. Важно, чтобы был контакт с учителем как человеком, который ведет тебя к познанию. Это задача педагогики, и в истории сейчас огромное значение начала иметь воспитательная задача. Потому что цели урока еще с советской дидактики – это образовательная, воспитательная и развивающая. У нас очень часто бывало так, что из этих трех целей оставалась только образовательная, а мышление и воспитание не развивалось.

Михаил Иванович. Часто учитель – это смесь магнитофона с полицейским: он воспроизводит что-то и еще следит за дисциплиной.
Рис. 5. Учитель (Источник)
Василий Жанович. Конечно, вопрос дисциплины важен, но надо ли его возводить в абсолют?

Михаил Иванович. Часто дисциплина – это недостаток интереса. И можно говорить, что учитель не может заинтересовать. Но это то же самое, что сказать, что хороших врачей мало. А ведь их и не может быть много. Ведь их нужны тысячи, а откуда взять таланты в таком количестве. Так и с учителями. Но в медицине как происходит: в нескольких местах разрабатывают некие стандарты, а врач в таком случае диагност, который назначает уже то, что разработано. Ему приходится совмещать. И тут уже его искусство менее важно, и продолжительность жизни благодаря этому увеличилась. Может, и образование улучшится благодаря изменениям в логистике знаний, благодаря Интернету, компьютеру. Ведь когда книгопечатание появилось, то и качество образования существенно изменилось.

Василий Жанович. Да, это была революция. Есть мнение, что присутствует избыток информации, в том числе исторической. Но этот избыток был бы не так страшен, если бы многие учебники передавали какие-то яркие события, факты, создавали бы особую ауру для восприятия эпохи, вживаться в психологию эпохи, чтобы через это, может быть, заинтересовать детей. Но, поскольку все классы дифференцированы, в любом классе есть группа передовиков, которые будут учиться только ради пятерки, и им не важно понимание, есть группа, которая не будет учить ни при каких обстоятельствах, и их надо чем-то занять, чтобы они не мешали, а есть, условно говоря, средняя группа с потенциалом, который можно реализовать. И вот ориентироваться в первую очередь надо на то, чтобы заинтересовать такую группу.

Михаил Иванович. Но где взять такое количество нужных учителей? Есть фраза: деревня умирает. Но не умирают люди там, а умирает деревня как образование. И на то существует множество причин, например, невозможно зубы качественно вылечить, невозможно в каждую школу найти хорошего учителя химики или математики. Поэтому существует тенденция объединения.

Василий Жанович. Здесь идет речь о педагогическом образовании, о подготовке педагогов.

Михаил Иванович. Мне кажется, что те требования к образованию, которые сейчас предъявляются естественным образом, просто не могут быть обеспечены учителями. Но роль учителя важна.

Василий Жанович. Роль учителя важна, но она меняется. Учитель должен являться авторитетом носителя исторической информации.

Михаил Иванович. Совершенно не согласен, потому что ценность информации в наше время падает. То есть информация легко добывается, и мы её не ценим, и не нужен кто-то, кто расскажет. А вот если этот кто-то поможет мне понять что-то, это другой вопрос. А так информация никакой ценности не несет.
Рис. 6. Информация (Источник)
Василий Жанович. Знаете, иначе не было бы у нас так называемой фальсификации истории. Вы уверены в том, что та информация, которую Вам дадут, будет соответствовать действительности?

Михаил Иванович. Ну это другой вопрос. Любую информацию я могу сейчас найти, а вот понимание её уже не так просто добыть.

Василий Жанович. А я имел в виду, что учитель должен направлять в определенное информационное русло, потому что если он просто скажет, где есть нужная информация, то её либо не найдут, либо найдут, но не ту, либо найдут, но не поймут то, что нашли. А нужно как раз сорганизовать это. Поэтому здесь очень важен авторитет учителя, но не потому что он двойку поставит, и все боятся его.

Михаил Иванович. Но мы не найдем сто с лишним тысяч учителей, которые смогут поддерживать у 15-летних свой авторитет. Может быть, надо менять роль? Не нагружать тем, что ты должен знать то-то и то-то и быть урокодателем, а быть товарищем, с которым легче идти, тогда и авторитет сохранять легче. Может, если сказать, что учитель не источник информации, а тот, кто может что-то объяснять, тогда и авторитет многим легче будет сохранять.

Василий Жанович. Может быть. Все зависит от конкретных условий конкретного класса. Здесь нет универсального рецепта методики преподавания.

Михаил Иванович. И не должно быть. Учитель должен учитывать каждую конкретную ситуацию. Но где мы найдем такого учителя?

Василий Жанович. Но мы же не в земской школе, где по всем предметам был один учитель.
Рис. 7. Земская школа (Источник)
Здесь мы можем говорить об учительских коллективах, о взаимодействии с общественными организациями. И даже тот самый Интернет – это возможность аргументированно объяснить ученику, в чем необходимо воспользоваться данной информацией, а в чем он сам должен понять и осмыслить. Потому что сама по себе информация мышлению не научит. И без учителя это не получится сделать.
Необходимые изменения в преподавании истории (19:05)
Михаил Иванович. У меня еще один вопрос: если бы Вы стали министром и одновременно президентом Российской академии образования, какие бы изменения внесли?

Василий Жанович. Я считаю, что на сегодняшний день та политика, которая объявлена нашим новым министром образования Ольгой Васильевой, точно направлена, и я не знаю, что тут добавить.
Рис. 8. О. Васильева, министр образования РФ (Источник)
Потому что два важных постулата она озвучила сразу: 1) воспитательный момент, который был переложен на другие инстанции (должны были воспитывать родители, друзья, а не школа); 2) значение истории как науки, которая позволяет представить себе сложное развитие общества. И мне тут добавить нечего.

Михаил Иванович. Согласен, но как её, историю, преподавать?

Василий Жанович. Уже есть базис, есть единый стандарт, единый учебник, и можно уже из этого исходить и дальше развивать. Я могу посоветовать, что нужны методички, которые посвящены трудным вопросам истории. Есть перечень таких вопросов: например, гражданская война, реформы и др. Это те узловые моменты, которые нуждаются в разъяснении. Но есть и те вещи, которые, условно говоря, необходимо знать.
Рис. 9. Государственные стандарты образования (Источник)
Михаил Иванович. Но отталкивает людей от истории, а потом и от политики то, что в школе история дается в виде набора дат и цифр.

Василий Жанович. Увы.

Михаил Иванович. И не важно, много или мало, но инструменты мышления не даются. В математике это теорема и число как инструмент мышления.

Василий Жанович. Мне хочется привести необычный пример. Когда вводили единый стандарт по истории, многие боялись по принципу «я не читал, но осуждаю». Но если посмотреть внимательно, то этот стандарт как раз ориентирован на то, чтобы у ребенка причем во взаимодействии с учителем формировать альтернативность восприятия и диалектику мышления.
Рис.10 Единый учебник истории России (Источник)
Михаил Иванович. Тут еще вопрос в том, как справиться с той инерцией общества, которая бывает при реформах, как справиться с тем, что есть десятки тысяч учителей, обученных по-другому. Знаете, использование новых средств еще увеличивает управляемость системы. То есть от замысла до исполнения путь укорачивается. Поэтому вначале надо этому научить педагогов в педагогических вузах, чтобы они потом научили учителей. Представляете, сколько это времени?

Василий Жанович. Ну, никто не исключает, что если учитель заинтересован в собственном росте, то он ни в коем случае не должен почивать на лаврах и всем кричать о том, сколько лет он в школе проработал и ему плевать на всех остальных. Ни в коем случае. Нужно стремление к росту, к творчеству.

Михаил Иванович. Спасибо.

Ссылки по теме:
Другие материалы