Василий Жанович. Конечно, вопрос дисциплины важен, но надо ли его возводить в абсолют?
Михаил Иванович. Часто дисциплина – это недостаток интереса. И можно говорить, что учитель не может заинтересовать. Но это то же самое, что сказать, что хороших врачей мало. А ведь их и не может быть много. Ведь их нужны тысячи, а откуда взять таланты в таком количестве. Так и с учителями. Но в медицине как происходит: в нескольких местах разрабатывают некие стандарты, а врач в таком случае диагност, который назначает уже то, что разработано. Ему приходится совмещать. И тут уже его искусство менее важно, и продолжительность жизни благодаря этому увеличилась. Может, и образование улучшится благодаря изменениям в логистике знаний, благодаря Интернету, компьютеру. Ведь когда книгопечатание появилось, то и качество образования существенно изменилось.
Василий Жанович. Да, это была революция. Есть мнение, что присутствует избыток информации, в том числе исторической. Но этот избыток был бы не так страшен, если бы многие учебники передавали какие-то яркие события, факты, создавали бы особую ауру для восприятия эпохи, вживаться в психологию эпохи, чтобы через это, может быть, заинтересовать детей. Но, поскольку все классы дифференцированы, в любом классе есть группа передовиков, которые будут учиться только ради пятерки, и им не важно понимание, есть группа, которая не будет учить ни при каких обстоятельствах, и их надо чем-то занять, чтобы они не мешали, а есть, условно говоря, средняя группа с потенциалом, который можно реализовать. И вот ориентироваться в первую очередь надо на то, чтобы заинтересовать такую группу.
Михаил Иванович. Но где взять такое количество нужных учителей? Есть фраза: деревня умирает. Но не умирают люди там, а умирает деревня как образование. И на то существует множество причин, например, невозможно зубы качественно вылечить, невозможно в каждую школу найти хорошего учителя химики или математики. Поэтому существует тенденция объединения.
Василий Жанович. Здесь идет речь о педагогическом образовании, о подготовке педагогов.
Михаил Иванович. Мне кажется, что те требования к образованию, которые сейчас предъявляются естественным образом, просто не могут быть обеспечены учителями. Но роль учителя важна.
Василий Жанович. Роль учителя важна, но она меняется. Учитель должен являться авторитетом носителя исторической информации.
Михаил Иванович. Совершенно не согласен, потому что ценность информации в наше время падает. То есть информация легко добывается, и мы её не ценим, и не нужен кто-то, кто расскажет. А вот если этот кто-то поможет мне понять что-то, это другой вопрос. А так информация никакой ценности не несет.