О роли удовольствия в воспитании
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Аристотель сказал, что поведение человека направлено на получение удовольствия. Я полностью с ним согласен, вопрос только в том, что удовольствия могут быть разные. Могут быть чисто животные наслаждения, и это нормально. Могут быть удовольствия любые, вплоть до отказа от удовольствия, аскеза, и это тоже может быть удовольствием. Подражание кому-то великому — это тоже удовольствие.
Мне кажется, что в XIX веке, когда у нас и в разных странах конструировалась современная школа, забыли это высказывание Аристотеля или посчитали его неприемлемым. И воспитание было основано на страхе наказания. Конечно, простые вещи можно выучить таким способом. Но я бы сказал, что дрожащими руками тонкую работу не сделаешь.
Научиться чему-то важному и изощрённому, тому, что нужно сейчас, под угрозой наказания невозможно — руки дрожат.
Мне кажется, школа придёт к этому, к воспитанию и обучению на основе создания удовольствия, удовольствия понимания. Мы же все смеёмся шутке. Получаем удовольствие от шутки, потому что мы поняли. В нас сидит это удовольствие понимания.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Развив его, мы вырастим учёного. Развив что-то другое, мы вырастим, скажем, политика. Эти удовольствия должны развиваться. А для того чтобы они развивались, на них мы и должны ориентироваться при воспитании вместо страха наказания в любом его виде, не говоря уж про физическое наказание. Воспитание на основе удовольствия отличается от принуждения, как демократия от рабовладения, мне кажется, это важно.
Другие материалы