О счастье
Статья и видео по острым вопросам
В некоторых культурах успех и счастье действительно очень связаны. Но мне кажется, это всё-таки очень разные вещи.
Успех — это такая внешняя оценка общества, и ты переносишь её на себя, часто говоришь, что-то успешно получилось. А счастье — это внутренняя оценка, внутреннее состояние.
Это всё-таки разное, иначе не было бы того, что некоторые бросают успешную профессию, это мы знаем из литературы, и уходят в монастырь или вообще в одиночество, и там счастливы. Счастье — это всё-таки отдельная вещь.

Продвинутые люди думали, есть ли какие-то формулы счастья. Слово есть, значит, и о нём что-то говорится. Конечно, Пушкин высказывался, его известная вещь:
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег».
Но в то же время в другом месте он говорит:
«По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…».
Значит, счастье всё-таки называет.

Блок тоже про счастье высказывался, да многие. Блок говорит:
«И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на пол-жизни не хватило,
Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И всё уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь...».
Бунин говорит о всполохах счастья, что самого счастья нет, а есть только зарницы счастья.

Чувство счастья — это очень личное, поэтому высказывания такие разнородные. Но мой опыт говорит, что бывают такие времена, когда чувствуешь себя абсолютно счастливым. Это связано с другими людьми, некая влюблённость. Вдруг радостно вздыхаешь от освобождения от себя, и оказывается, тебе другой человек становится намного важнее, чем ты сам. Пытаешься быть хорошим, завладеть его вниманием или просто восхищаешься этим человеком. Вот это влюблённое состояние, оно, конечно, приносит счастье. Может быть, иногда где-то с долей горечи, но всё-таки это то самое ощущение полноты жизни, цветной жизни.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Другое тоже с этим связано. Это нежность к полностью доверившемуся тебе человеку, к ребёнку. Тут можешь иметь совершеннейшую полноту жизни именно из-за того, что у этого человека целая жизнь, а кроме тебя у него никого больше нет, от тебя всё зависит. Ты держишь, не дай Бог можешь уронить. А можешь всё сделать, чтобы его воспитать, и чтобы из него что-то получилось хорошее, и ему было хорошо. И вот эта ответственность на самом деле даёт такую полноту, что ты и счастливо себя чувствуешь.

И тогда можно представить, что такое героизм. Человек, который осознает это, явно или нет, и не важно, умеет ли облечь это в слова, но вдруг в какой-то момент обретает чувство, что я сейчас ответственный, ровно на мне всё сошлось и всё от меня зависит, например жизнь многих людей, и я «один в окопе». Это может быть героизм, и это можно понять через отношение к ребёнку, например. Мне кажется, понимаю, что там происходит. И то же самое может быть, когда ты увлечён каким-то проектом и кажется, что ты один, именно на тебе всё сошлось, ты должен это сделать. Я считаю, это тоже большое счастье — чувство, что от тебя всё зависит.

Неважно при этом, сам ли ты придумал это себе, любовь, в конце концов, тоже можно считать изобретением этого человека. Важен факт, что ты вот вдруг создал себе такую ситуацию, и она такая, такое случилось, что от тебя всё зависит, только от тебя.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Но если говорим о счастье, то есть же и несчастье. Что с ним делать? Как эту горечь поражения или горечь своих недостатков преодолеть? Мне кажется, очень важно понимать, ориентироваться на гениев.
Чем эти творческие люди отличаются от нас обычных и не обладающих какими-то великими талантами? Тем, что они как раз умели перерабатывать свои горести в свои произведения, произведения искусства.
Если взять, например, биографию Пушкина и поставить рядом его произведения, он же подробно их разработал, всё там известно. И представляешь, что он переживал в это время и во что это превратилось. Он переживал что-то очень личное, оскорбления, просто жизненные неурядицы, а получались произведения искусства. Мне кажется, тут некий инструмент есть, так стоит на это смотреть.
Другие материалы