О социальных нормах
Статья и видео на общественную тему
Мы, конечно, считаем, что у каждого человека есть свой разум, следовательно, свобода воли и своё поведение. Он может решать, что делать, как делать в определённых нормах. А какие это нормы, почему эти нормы возникают?

Есть, конечно, физические нормы: мы не можем встать на балкон и полететь. Но есть и общественные нормы. Есть замечательное выражение:
«Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».
Как между государствами есть граница, так и тут. Но если границу между государствами можно прочертить на карте, то в такой туманной и «желеобразной» области, как взаимоотношения людей, мы сами придумываем и понятия, и нормы, и где кончается свобода. Нам может казаться, что этот человек неправильно себя ведёт: мне мешает его пение – а он считает, что это его свобода, он поёт на своём балконе, ну и что, что громко. Всё это регулируется (или не регулируется, и тогда нам это мешает) социальными нормами.

Пение, вроде бы такая простая вещь, действительно должно регулироваться. А как? Человек встаёт на улице и поёт, приятно и хорошо, может быть, громко, но мы проходим мимо и всё. А если он встанет около церковной ограды, например, рядом со входом в церковь, и начнет играть рок какой-нибудь, в то время как люди выходят с похоронной процессии, скажем, с каким-нибудь обрядом, не соответствующим той музыке, которую он играет? Да даже если она соответствующая, почему ты мне это навязываешь? Или я войду в ту же церковь, начну там громко разговаривать, хохотать. Люди пришли медитировать, так скажем, какие-то отношения выстраивать с богом, а тут крик и шум. И опять: я вроде свободная личность, почему я в церкви не могу вести себя так же, как я веду себя на улице? Это всё размытая область, хотя многие вещи и определяются правом, их очень тяжело определить.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Социальные нормы – они подразделяются. Есть традиции, есть моральные нормы, и все они регулируются, как мы знаем. Или осуждением сограждан, тех же соседей в примере про громкое пение на балконе. Или правом сказано, что после такого-то времени нельзя шуметь, и сосед может заявить в полицию. Я беру такие вроде бы невинные конфликты, но на самом деле часто даже такие исходно невинные и «вегетарианские» ситуации приводят к каким-то неприятным последствиям, неприятным конфликтам, это нужно понимать. Нам же неприятно, когда кто-то проезжает по улице с очень громко включённым радио, с открытыми окнами ни с того ни с сего. Это сбивает. Где найти границу? Он скажет: «Я глухой, я не слышу иначе». Это сложно, и мы возмущаемся одной стороной, не понимая, что за ней другая.

Если вступит в силу этот запрет, то само исполнение каких-то жёстких норм всё равно будут исполнять люди. И мы даём обычным людям – чем они могут быть выдающимися? – судебным приставам, полицейским, прокурорам, слишком жёсткий инструмент. Может быть, тогда они будут применять его не там, где нам бы хотелось. Может, они вообще запретят музыку в автомобиле. Это всё нужно понимать: моральные, правовые и прочие нормы всегда находятся в развитии, и норма имеет свободу и с той стороны, и с другой.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Например, либеральная часть общественности часто выступает за большие свободы. Слушаешь, и действительно в какой-то мере правильно: нужно предоставлять людям больше свобод. А с другой стороны: свобода, например, убеждения, свобода слова, она должна распространяться и на то, что я могу убеждать в чём-то детей? Например, преподавать историю в каком-то ключе, в котором мне кажется важным. Сказать, что фашизм и социализм – одно и тоже с разных сторон. Правильно это или нет, у преподавателя же есть свобода? Есть. А в каких она рамках – вот опять проблемы. Все эти проблемы мы решаем, и важно понимать, что нет кого-то, кто к нам придет и принесёт эти нормы, как Моисей принёс своим евреям законы на скрижалях. Можно в это верить, но сейчас мы как-то не можем этого ожидать. Всё в руках человека – и развитие, и исполнение. В этом сложность.
И важно смотреть на социальные нормы и традиции в историческом аспекте: откуда они возникли, почему они так глубоко в нас сидят, что прилично, что неприлично, почему у разных национальностей социальные нормы могут быть разными, хотя живут они рядом.
Например, исполнение каких-то религиозных обрядов. Нас, христиан, может что-то смущать в мусульманских обрядах, а в мусульман – в христианских. Как это притереть, как сделать так, чтобы празднование не мешало спокойно жить людям, у которых сейчас нет религиозного праздника? Даже в этих вопросах всё не так просто. Какие-то девушки собрались в храме и исполнили какую-то песню, отлично. Они имели право сделать это на улице? Имели. А в храме как-то действительно не здорово. Но в тоже время верующие люди разрушают какую-то выставку. Им говорят: «Слушайте, ну не ходите на эту выставку, если вам она мешает», – и тоже правильно. И ответа нет сиюминутного, сейчас всё решается постепенно, и мы находимся в развитии. Поэтому и право с историей связано, и вообще взгляд на общество очень связан с пониманием развития этого общества как организма.
Другие материалы