О социальной мобильности
Статья и видео на общественную тему
Общество – такое же явление природы, как и её физические проявления, которые мы видим. Для того чтобы изучать общество, мы придумываем термины, как в физике говорим, что такое сила, давление, объём, и тогда у нас получается решать некоторые задачи, которые мы затем применяем.

Один из таких полезных терминов, описывающих параметры общества, – это социальная мобильность. Мне кажется, очень важно думать об обществе как о некотором субъекте, социальном организме. Это особенно важно сейчас, потому что контакт с внешним миром у общества уже идёт по мембране, некоей оболочке. Только несколько процентов людей у нас заняты добыванием энергии, я имею в виду и пищу, и энергию для тех механизмов, которые мы придумали. В остальном мы сами себя обслуживаем, это очень похоже на организм, так и называется социальным организмом.
Этот социальный организм, если говорить о нём на языке субъектности, обеспокоен собственным существованием. Все правовые нормы, мораль – это всё работает на то, чтобы общество сохранялось, существовало дольше, жило, и мы все в той или иной мере этому способствуем.
Один из таких параметров – социальная мобильность. Зачем она и почему она нужна? Если бы не было социальной мобильности?

Представьте, что очень много талантливых людей, организаторов остаётся на нижних слоях. Много что произойдёт. Будет много преступных группировок, потому что когда человек, организатор, чувствующий в себе силы и таланты, не может занять соответствующее своим талантам положение, он применяет эти таланты как-то по-другому, вне тех рамок, которые приписаны правом, традициями и моралью. Как быть?

Один из вариантов, который придумало человечество, – это сословность. Общество делится на сословия, страты, касты, как угодно можно назвать. Важно, что человеку из одного сословия предписано, что он живёт там. У него не поднимается чувство зависти и даже не возникает сравнения. А любой зависти предшествует сравнение: «Почему я в таком положении, а не он?».
Крестьянин не завидует барину, потому что это просто другие люди, у каждого свой слой. Можно сказать, вся его психологическая сфера заканчивается своими людьми, теми, кого он считает своими.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Так вот, общество для своей устойчивости просто должно что-то делать, и один из вариантов – разбить общество на сословия. Другой вариант – сделать то, что называют социальными лифтами, чтобы способные люди могли добираться наверх. Во-первых, их способности применятся к обществу, это полезно, а во-вторых, эти люди будут чувствовать себя соответственно своим талантам, у них будет положение.

Конечно, сословия возникали не так, что кто-то сел, придумал и сказал: «Давайте разобьём людей на сословия, чтобы не было зависти, чтобы каждый сверчок знал свой шесток». Нет, всё возникало постепенно. Мы видим, что, скажем, в западной цивилизации общество точно разбито на сословия. Восточное тоже, большинство так. Это действовало, работало, но постепенно размывалось, и придумались другие формы жизни людей. Хотя сословия чему препятствовали? Зависти. А откуда зависть? Из неравенства. А неравенство откуда? Естественно, не только от того, что люди наследуют что-нибудь от своих родителей. Они ещё и обладают разными способностями. Мало того что способностями, ещё и каждый попадает в определённые обстоятельства, то есть наша жизнь сильно зависит от случая: кому-то повезло в чём-то, кому-то меньше повезло.
Неважно, как возникает неравенство, важно, что оно возникает, и чем общество беднее, тем больше это неравенство ощутимо. Одно дело, когда у вас, скажем, машина дорогая, а у меня подешевле, и другое дело, когда у вас есть лошадь, а у меня вообще её нет. Чем богаче общество, тем меньше заметно это неравенство. А богаче оно становится, потому что есть эта социальная мобильность.
Нужно сделать так, чтобы способные люди имели возможность пробиваться наверх. Скажем, система Китая этому способствует. Если почитать великих китайских людей, они часто пробивались с самого дна, потому что была исходная система, которая исторически сложилась очень давно – история Китая большая. Сложилась система экзаменов, и очень многие люди прямо из своей деревушки сдавали их в школе, и так продвигались по служебной лестнице чисто на том, что хорошо умели учиться. Их способности потом применялись.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Сейчас чем более развито общество, тем больше мы видим, что именно образование является тем механизмом, который может поднять человека наверх. И всё больше и больше мы видим людей, которые из, так скажем, одного имущественного слоя переходят в другой благодаря своим личным способностям. Это заслуга общего развития человечества и роста. Отсюда ещё и престижность образования растёт. Не только от того, что образование помогает жить более полной жизнью, видеть больше, понимать больше. Хорошее образование даёт и имущественные возможности, поэтому мы все к нему и стремимся, поэтому родители так беспокоятся за образование детей.
Другие материалы