О суверенности ребёнка
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Иногда кажется, что воспитание детей было бы легче, если бы больше понятий было выделено. Понятий, из которых можно начинать дальше думать. Известна «зона ближайшего развития», замечательная вещь, стимулирующая к размышлению. Ещё есть, мне кажется, важная штука — суверенность.
То, что ребёнок борется за своё существование как личности. И это нужно видеть, и давать возможность побеждать.
Потому что если это «я есть» не поддержать в своё время, что оно будет означать? «Я ем, значит я есть»? Этого маловато для личности. Когда я отказываюсь, я говорю «нет». Это естественно, что в определённом возрасте человек начинает говорить «нет», именно это — борьба за суверенность. «Я существую, и я принимаю решение».

Некоторые вещи важны, полезны, но если их неправильно сказать, неправильно насаждать, то у ребёнка будет сопротивление этому. Я встречал взрослых людей, у которых дома настолько развито подчинение «второй половине» в каких-то вопросах, что человек ест вредное и говорит: «Смешно, но мне нравится то, что вредно, потому что это и есть суверенность».
Ещё Фрейд замечал: суверенность ребёнка начинается с его управлением тем, где он самостоятелен. Когда он испражняется, он самостоятельный, никто не может ему сказать, когда это делать, он делает, когда захочет. Хотя есть системы, в которых он точно старается, чтобы всё было вовремя, и в этом проблема. Об этом даже есть работы.
Приведу такой пример: человек заболел. Предположим, вы считаете, что он должен тепло одеваться и нормально ходить в шапке даже дома, потому что половина тепла уходит именно с головы. Мой личный эксперимент: ребёнку, который знает, что родители хотят, чтобы он ходил в шапке, когда он приболел, в какой-то момент один родитель мимоходом говорит: «Пойди надень шапку». Так мимоходом, как будто ты напоминаешь ему что-то само собой разумеющееся, и ребёнок легко это делает, идёт, надевает и всё. Потому что насилия над личностью не было. Теперь входит второй родитель и говорит: «Какая ты молодец, надела шапку, вот это здорово!». И через несколько минут ребёнок срывает шапочку, потому что, оказывается, он и не заметил, как над ним произвели вот это «насилие над личностью», потому что раньше он не хотел её носить. И он сам должен управлять, он же личность, он принимает решение.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Поэтому многие вещи нужно пройти так, чтобы это не было твоим решением относительно него. Может быть, это нужно делать в два хода: когда ты обсуждаешь, что надевать шапку или тёплые носки хорошо, даже пока не к нему относится, а потом относится, само собой. Будет масса выводов с идеей, что нужно беречь желание человека, сохранить и приумножить свою суверенность, кем-то стать.
Если думать, что есть такое естественное стремление, что человек растёт не просто так, а ещё растёт как отдельная личность, многих проблем можно избежать, многие задачки решатся легко.
Другие материалы