О свободе воли
Статья и видео по острым вопросам
Наверное, у каждого из нас в детстве, да и не только в детстве, уже и во взрослом возрасте возникает вопрос о свободе воли, существует она или нет, а философов он вообще серьёзно занимает. Если мы говорим, что для каждого действия и явления есть причина, тогда места свободе воли нет. Я не волен сейчас вот так повести рукой, это всё предопределено моими предшествующими состояниями и событиями моей жизни, историей. Мы сейчас не будем вдаваться в философию, для этого есть философы, но всё-таки какое-то полезное рассуждение можно привести. Мне, во всяком случае, оно помогает.
Нужно различить «предопределенность» и «предсказуемость». Конечно и то, и другое — это просто наши слова, мир более многообразен и более сложен, чем все наши определения и слова. Но всё-таки могут быть и предопределённые события, которые следуют однозначно из каких-то начальных данных, но предсказать их мы не можем.
А почему? Да просто этих начальных данных может быть слишком много. Обычно приводят пример предсказания погоды, но можно взять даже бильярдные шары. Вроде бы всё должно быть понятно, но уже на третьем, четвёртом, пятом столкновении точность начальных данных должна быть такой, чтобы мы после этого пятого столкновения предсказали движение всех шаров, что это невозможно. Или нужно включать в расчёт все окружающие предметы, их гравитационное притяжение и прочее, прочее, прочее.

То есть предопределённость, то, что мы под ней понимаем, эта причинно-следственная связь, конечно же, есть. А предсказать мы не можем. То же самое, если мы говорим про другого человека. Мы же не знаем, как он себя поведёт в каких-то специальных обстоятельствах. Потому что чем более жёсткие обстоятельства могут быть, тем глубже они затрагивают саму суть человека, тем больше там включается таких факторов, которых мы не можем знать. Но даже если бы мы знали всю его жизнь, то ведь для того, чтобы это знание переработать, нам нужны алгоритмы, как мы их переработаем. А эти алгоритмы, опять же, наши, а не его, и опять предсказания упираются.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Может быть, это тот случай, когда у нас просто и слов не хватает, и понятий. Как парадокс кенгуру. Европейцы приехали в Австралию и увидели какое-то животное, сказали: «Вот парадокс: и не волк, и не обезьяна, а что-то. А что?». Да просто это новое явление. Так и с этим.

Нужно ли нам именно слово для этого, я не знаю, но понимание, что тут мы можем путать предопределённость и предсказуемость, важно. У некоторых доходит до того, что именно из-за этого идут к гадалке. Где-то внутри существует эта причинно-следственная связь, значит, можно знать будущее по нынешнему состоянию. Знать нельзя, но оно может быть предопределено. Это совершенно разные вещи. Мне кажется, стоит об этом думать, понимать, и тогда этот вопрос не будет столь ужасно неопределённым.

Вообще свобода воли — это одна из тем в эпилоге к «Войне и миру» Льва Николаевича Толстого. Мне кажется, там несколько, но немного тем, которые его, глубокого мыслителя, видимо, остро волновали по вполне понятным причинам. Это природа власти, свобода воли человека, насколько предопределено всё то, что мы делаем, и чем. И конечно, рядом будет вопрос о власти. Вот, что интересно, просто цитата:
«Если мы рассматриваем человека одного, без отношения его ко всему окружающему, то каждое действие его представляется свободным. Но если мы видим хоть какое-нибудь отношение его к тому, что окружает его, если мы видим связь его с чем бы то ни было — с человеком, который говорит с ним, с книгой, которую он читает, с трудом, которым он занят, даже с воздухом, который его окружает, с светом даже, который падает на окружающие его предметы, — мы видим, что каждое из этих условий имеет на него влияние и руководит хоть одной стороной его деятельности».
По-моему, всё понятно сказано. Может быть, всё это и предопределено. Причина, связь существует, а мы не можем знать всего, что перечисляет Лев Николаевич, хотя всё это может влиять на поведение человека. Вот и всё. Поэтому, как сказал один великий философ Джеймс: «Первый акт свободы воли — это принять, что она существует». Можно и не принимать, не в этом дело.
Другие материалы