О том, зачем нужно изучать историю
Статья и видео на историко-политическую тему
Для чего история вообще нужна, как её изучать? Как её изучать — совсем уж длинный вопрос, а для чего нужна...
Мне кажется, если мы можем сейчас посмотреть, скажем, на XVI век, подробно его зная, и понять, что на него повлияло, что оказывалось важным, что людям тогда казалось важным, то, может быть, мы выработаем некий алгоритм, увидев себя со стороны людей, которые будут жить через 200 лет или 100 лет. Тогда при помощи этого перевёрнутого бинокля мы увидим, что в нашем времени важно, а что нет.
Интересно, как заблуждались великие, и это тоже учит. Например, Аристотель считал, что мир недвижимый. Очень долго так считали. В XVI веке вдруг вспыхнула сверхновая в созвездии Кассиопеи, и все были повергнуты в шок, потому что считалось, что за пределами подлунного мира всё незыблемо. Как же так, там что-то возникло!

Дальше мы берём Маркса, он считал, что главная действующая сила — это пролетариат, вперёд и надолго. Говорил, что ясно, что пролетариат будет руководящей силой, будет всё распределять, будут революции. И мы видим, что главная действующая сила в том виде, в котором он говорил, в общем-то исчезает. Во всяком случае, революционности среди новых движущих сил мало. А если и есть какая-то революционность, то она скорее против серо-сытой жизни. То есть, люди говорят какие-то глупости об уверенности в завтрашнем дне. Почему глупости?
Потому что никто не может быть уверен в завтрашнем дне. В этом и есть жизнь, и мы всё-таки делаем историю сами. Тут опять есть ошибка.
Взять наших философов или писателей. Я считаю, хорошо, что у нас мало философов, потому что писатели всё точнее нам рассказывают, им легче увидеть суть. Чаадаев вообще считал, что Россия ходит по кругу, ничего не происходит, мы показываем дурной пример. И вдруг оказывается, что в России что-то накапливалось всё это время, а он этого не видел, как и мы можем сидеть и не видеть, что скоро произойдёт извержение вулкана. Если бы мы видели, как двигается магма, могли бы просчитать. Мы бы сказали: такого-то числа в такое-то время произойдёт извержение вулкана.

А в России оно произошло. И первыми в космос полетели как раз представители нашей страны, мы знаем, и многое что сделали.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
А Чаадаеву казалось, что мы фактически самая отсталая страна, и за несколько десятков лет мы ничего миру не дали, он прямо так и пишет. Потому что он был обуян, увлечён западной философией. А оказалось, западная философия, так скажем, не во всём права. Более того, везде видны элементы нацизма, у того же Гегеля, я сейчас приведу одну цитату. Гегель, великий философ, ещё в позапрошлом веке сказал такую фразу интересную, хоть и вырвано из контекста, с неё начинается глава определённая:
«Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы. Той свободы, содержанием которой является сама её абсолютная форма».
То есть, и философы могут заблуждаться довольно сильно. То ли потому, что они дети своей культуры, поэтому выражают её, то ли они эту культуру и формируют, однако факт. «Тот самый», сейчас многие философы спорят, великий или величайший, философ XX века, Хайдеггер, вообще был нацистом, и довольно убеждённым. Он перестал быть нацистом только в 45-м году, 9 мая. Поэтому уже на лекциях видно, что он как бы сопротивлялся целому фронту, естественно, философов же много. Цитата из лекции о Гераклите, в 43-м году он говорит:
«Планета охвачена огнём. Сущность человека под угрозой. Только от немцев — при условии, что они найдут и сберегут свою "немецкость", — может прийти всемирно-историческое сознание».
Я к тому, что ошибки предсказания есть даже у великих, поэтому взгляд в историю должен быть подробным и, в частности, на предсказания. Слава Богу, есть не одна западная, европейская культура, как долгое время казалось многим у нас в стране. Для китайской культуры, скажем, вполне естественно считать, что если человек, который не мог построить свою жизнь мудро, различить, что хорошо, что плохо, то он не может быть философом, мудрецом за которым стоит следовать, за словами которого стоит следить, изучать их и понимать.

Для них человек един, и, я уверен, что когда им сказали, что Хайдеггер — великий философ, они были удивлены. Как так, философия — это мировоззрение, а если ему собственное мировоззрение не помогло различить, увидеть сущность нацизма, и он зиговал в своём университете, более того, заставлял даже студентов делать перед лекцией это приветствие — зиг хайль, — то какой же он философ, какой же он мудрец?
Вот такие разные подходы. А нам просто нужно понимать, что решения относительно своей жизни нужно принимать при помощи знания и того, и другого.
Другие материалы