О трудностях оценки вклада в общество
Статья и видео на общественную тему
Мне кажется, одна из современных проблем — это невозможность оценить свой вклад в общее дело, в общую экономику. Я не знаю критериев, по которым я должен сравнивать себя с другими людьми: я больше заработал или меньше? я достоин какой-то большей квартиры, машины, ещё чего-то, или он больше достоин? Отсутствие этих алгоритмов вполне естественно, потому что при разделении труда трудно сказать, кто важнее: программист, который хорошо запрограммировал какую-то задачу, или тот, кто эту задачу выделил и ему поставил, — кто важнее?
Всё это довольно хаотично определяется рынком, а рынок — это всё-таки опять сравнение с другими: а что в соседней компании получает такой же человек?
Невозможность решить эту задачу порождает такой алгоритм, один из подходов, когда я говорю: «Я живу, а общество мне что-то даёт; я работаю, и всё то, что я имею, мне даёт общество». Но ведь отсюда следует эмоциональный, не рациональный вывод, который можно только почувствовать. «У меня нет того, чего мне бы хотелось, мне этого не дали. Кто? Тот же, кто мне всё и даёт, — общество!»
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Отсутствие чего-то, что я хочу, значит, что общество как-то не так устроено! Почему каждый сталкивался с неблагодарностью? Что такое неблагодарность? Ты человеку просто даёшь что-то из каких-то общих соображений, что-то помогаешь, потом вдруг прекращаешь помогать и чувствуешь у этого человека обиду. В каком-то смысле обида резонная: если ты мог помогать мне просто так, значит, для тебя это легко — с его точки зрения легко или действительно, — почему же ты мне не продолжаешь помогать? Естественно, это «правильная» обида. Тут нет правильного и неправильного, сейчас мы говорим, какие эмоции могут быть.

Если я чувствую, что у меня есть какие-то потребности, может быть и надуманные, неважно, и они не удовлетворены — и я не могу оценить, они должны быть удовлетворены или нет, достаточно ли я необходим в обществе, чтобы мне предоставили эти удовлетворения, — я начинаю придумывать. Начинается произвол, я могу сам придумать что-то, и тогда у какой-то части общества, естественно, могут возникнуть ощущения, что всё не так, все неправильно! И вот именно это недовольство, чувство, что «всё неправильно», не зальёшь благосостоянием.
Чем больше ты будешь давать, чем больше эти люди будут иметь, тем больше они будут считать, что им должны ещё больше, и это вполне нормально. Я же не знаю, почему мне что-то дали, но когда я поживу в этом состоянии, я же не буду считать, что общество такое доброе, что мне это даёт. Рано или поздно я скажу: «Нет, это я такой хороший, мне и должны были бы дать. Иначе откуда это всё возникает? Или я делаю вот такой кусочек, а у меня есть всё, всё остальное. Где логика?» Логика простая, просто я должен жить хорошо. Что такое «хорошо», дальше уже определяется моими внутренними потребностями, какими-то внутренними мыслями и предмыслями, чувствами. И тогда, когда я увижу, что кто-то ещё не доволен чем-то, я, конечно, присоединюсь.
Посмотрите, если когда-то люди бунтовали за кусок хлеба, то теперь за достойную жизнь. Хорошее название «достойная жизнь», оно хорошее тем, что оно абсолютно неопределимо. Что такое «достойно»? То, как сейчас живёт какой-нибудь бомж, сто лет назад или двести-триста, может быть, было очень хорошей жизнью, а сейчас это считается «недостойно». Так же и я себя могу считать недостойным — нет оценок, вот проблема. И эта проблема имманентная тому состоянию человеческого развития, на котором мы сейчас находимся.
Невозможно оценить вклад каждого в этом конвейере. А рынок только заставляет меня сравнивать с кем-то и искать равенство. А равенство, как известно, это придуманная людьми вещь. Равенства в природе не бывает, нет двух равных вещей, и уж, конечно, людей.
Другие материалы