О творчестве
Статья и видео на общественную тему
Сейчас, если не быть совсем уж догматическим, легко заметить, что капитализм умирает. Как умирает? Сама задача собственности разворачивается по-другому. Мы видим каршеринг; всё выгоднее снимать квартиру, чем иметь её. Капитал можно положить в банк и на процент снять две такие квартиры, какие ты бы купил на него. Это всё — смерть капитализма. Смерть или болезнь, можно сказать, старость. Он стареет, постепенно уходит в двух процессах.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Во-первых, мы имеем всё больше того, чем пользуемся вместе. Начиная от тротуара и кончая аэродромом. Даже искусство врача, к которому мы обращаемся, оно заработано на всём обществе. Дело не в том, платишь ты за медицину или нет, а в том, какое у врача образование. Это общая инфраструктура. И как противоположное, ультраструктура сверху — это культура. Да, она всё больше, культурные ценности всё более доступны бесплатно. Что противоположно собственности? Можно сказать, что нет ей противоположного, есть просто отсутствие собственности. В математике есть плюс, а есть ноль, и есть полностью противоположное значение. Мне кажется, творчество именно противоположно собственности.

Для человека религиозного это, наверное, совсем просто звучало бы: если мы устроены по подобию создателя, а создатель — это тот, кто создал всё, то ему это вообще не нужно было делать. Зачем ему создавать этот мир? Есть разные слова по этому поводу. Значит, если мы «по подобию», то для нас делать что-то — это и есть действительно уподобляться своему создателю. Но если стоять не на религиозной, а на атеистической платформе, то всё понятно: конечно, творец отдаёт и стремится заслужить признание общества.
Более того, в обладании я говорю: «Это моё, я один, и это моё». А тем, что человек творит, он, наоборот, хочет, чтобы как можно больше людей пользовалось. И он так считает свою заслугу: мою картину посмотрело столько-то миллионов человек или сотни тысяч книгу прочитали, а сколько людей её цитируют! Фактически эти люди забрали то, что он сделал. Так что творчество и творение — это противоположно собственности.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Мы всё больше уважаем творцов.
Когда-то в сословном обществе, взять Древний Рим, в большей части творческих людей, скоморохов, артистов любили — иначе бы их не было, — но уважение как к личностям было невысоким. Потому что такой человек как бы прислуживает, он делает для других. Для какого-то римского патриция было позорно давать удовольствие другим: ты не становишься в позу свободного человека, который должен забирать, а прислуживаешь кому-то, делаешь что-то хорошее для других. Это, конечно, не для патриция было. Так постепенно (хотя для исторического масштаба не так уж и постепенно, а достаточно быстро) шло изменение отношения: сейчас у нас кумиры как раз творческие люди: певцы, писатели, художники. Так меняется и отношение к собственности.
Проблема в том, что само общество и бытовая философия очень инерционны. Сама психология индивидуализма, философия, идеология – они ещё приспособлены для капитализма, для собственности. И индивидуализм, он же передается с воспитанием, в те самые пять лет, в самые первые годы жизни. А живёт человек уже в другом обществе, и этот индивидуализм будет мешать. Это общая вещь, как ноги: одна становится перед другой, первая становится последней, и так мы двигаемся. Так и общественное устройство: что-то было выгодным, важным, хорошим — капитализм, конкуренция, всё, что дало индустриальное развитие, машины. И вот эти же машины уничтожают физический труд, потом рутинный труд, и мы подходим к тому, что только творчество будет вообще ценится. А индивидуализм тогда будет отсталой философией и идеологией, к чему, мне кажется, мы и идём.
Другие материалы