Можно думать и в терминах окон Овертона. Европейская культура считает себя наследницей древнегреческой культуры, особенно немцы. Отсюда и арии, и аристократы. Постепенно происходило «мы наследники». Даже Кайзер одно время возмущался и говорил о впечатлении, что их образование воспитывает греков, а не немцев. Вместе с этим приходило и понимание описанного у Аристотеля и Платона: рабы и господа, свободные и рабы. Вместе с этим проходится какой-то шаг, первое окно: «Да, это нормально, смотрите, какая великая культура была создана в таком рабовладельческом обществе». Это попадает в систему понимания рядом с тем, что такое культура, что такое прогресс, что такое цивилизация. Всё это неравенство, сословное и естественное.
Можно привести много цитат Диккенса и Марса о пренебрежительном отношении к людям «второго сорта» во всех колониях, где естественным образом сложилась колониальная политика. Индейцы и африканцы — всё это какие-то недоразвитые нации. Только, пожалуй, Леви-Стросс оправдал их, сказал, что нет «наций детей», все взрослые. Только одни записывали свою историю, а другие нет, и история шла в разных направлениях, поэтому трудно оценить.
Эти окна Овертона проходились. И Гегель как бы вслед за Аристотелем говорит: «господин-раб», есть люди, которые достойны быть рабами. Оно уже немножко по-другому повернуто: человек, который не согласен пожертвовать жизнью ради свободы, достоин быть рабом. Это всё формулы, которые постепенно въедаются, как будто это норма, так можно думать, такой способ размышления. Дальше можно говорить об африканцах, а можно поставить туда славян, евреев. Сам алгоритм уже автономизировался, этот способ понимания мира стал отдельным: есть люди первого сорта, есть второго сорта. А дальше уже ты подставляешь, кто второй, кто первый. Важно, что этот способ мышления уже сформировался.