«Иногда (в особенности, когда изучаешь немецкую историю) создаётся впечатление, будто господь-бог создал мир не один, а в сотворчестве с кем-то ещё. Благой замысел, согласно которому зло может порождать добро, мы приписываем богу. Однако и добро часто приводит к злу — и это, несомненно, следует отнести за счёт того, другого. Разумеется, немцы вольны спрашивать, почему именно в их среде добро перерождается в зло, почему именно в их руках хорошее становится дурным. Взять хотя бы их исконный универсализм и космополитизм, свойственную им внутреннюю чуждость всяким рубежам — их можно рассматривать как духовный атрибут древнего сверхнационального государства, Священной Римской империи германской нации. Всё это в высшей степени положительные качества, и однако по законам диалектики они переходят в свою противоположность и становятся злом. Немцы позволили совратить себя на то, чтобы их врождённый космополитизм превратился в стремление к европейской гегемонии, более того — к мировому господству, — и этот космополитизм перешёл в свою прямую противоположность, в самый что ни на есть наглый и опасный национализм и империализм».