О зависти
Статья и видео на тему психологии
Зависть — это такое распространённое чувство. Она бывает яркая, бывает незаметная. Иногда её в других видишь, а в себе можешь не заметить, но она есть.
Мне кажется, важно понимать, что это естественное чувство. И если мы принимаем это, то всё естественное и натуральное культура воспитания и понимания может направить в нужное русло.

Вот вопрос, а можно ли вообще какую-то прививку сделать? С детства дать человеку такой инструмент, чтобы он умел это чувство, иногда естественно возникающее, вовремя оборачивать во что-то и даже направлять на какую-то пользу себе. Ну или как минимум не превращать это во что-то стоящее рядом, в ненависть. Интересно, что зависть и ненависть действительно рядом.

В повести Пушкина «Выстрел» один человек явно завидует другому, Сильвио завидует своему графу, а слово пропущено, в тексте нет слова «зависть». Он сразу его возненавидел. Ну это действительно очень близко.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Какое лекарство есть? Одно из них предлагает древнегреческий поэт Гесиод. Он говорит: и гончар завидует гончару, по своей профессии. Все завидуют, это нормально. И уже греки тоже различали черную зависть, Эриду, и белую. Гесиод тут же рекомендует: трудись — и у тебя будет такой же дом, как у соседа. Формула отличная.

А что делать в тех случаях, когда зависть такая, как у Сальери к Моцарту? К жизни Моцарта, к таланту его. Там-то что делать? Завидуешь, что человек талантливей тебя. Как быть? Мне кажется, человечество изобрело два инструмента.
Один, рождённый идеей индивидуализма, — это privacy. Я не хочу тебя видеть, между нами забор, и меня не интересует твоя жизнь. И тогда я вроде бы спасаюсь от этого. Мне кажется, это не очень сильное лекарство.

Другое уже связано с видением: зависть, ненависть. Научиться любоваться успехом другого, любоваться талантом другого. То есть переворачивать зависть. Она возникает, а ты как опытный моряк, который ветер использует, когда неопытный может потонуть от такого ветра. Эта зависть — это просто естественная энергия, мы можем её переработать. Любоваться, любоваться достижениями другого. Мы же и любуемся, и используем, скажем, исполнителей, тех, кто показывает какие-то совершенно замечательные вещи на сцене. Мы даже восхищаемся, любуемся и используем.
Что же делать с Моцартом и Сальери? Сальери завидует Моцарту. Тут-то как быть? А там тоже есть тот момент, когда он бы мог восхищаться, любоваться другом, но он прикладывает это к себе. Это слишком развитый индивидуализм. Он не может подумать, что мы вместе составляем сообщество, подумать: «Я не завидую ему, а радуюсь успехам, радуюсь тому, что он умеет делать».

Что делать, если ребёнок завидует своему другу Васе? Как мне помочь ему, как научить? Ведь он завидует чему-то, не знаю, умению играть на скрипке. И что делать? Мне кажется, в начале первый шаг — это перенос, перенос на великих. Твой друг играет на скрипке лучше тебя, и ты достичь такого же умения, предположим, не можешь. Но ведь есть ещё Паганини. Нужно показать, что самые передовые по этому направлению просто достойны восхищения, и мы все вместе можем ими любоваться.
Если научить пользоваться таким инструментом, то мы существенно поможем в жизни человеку. Чем раньше произойдёт овладение этим инструментом, тем лучше.
Я наблюдал очень маленькую девочку, как происходило это деление, появлялся инструментарий. Любуется девочка собой, смотрит на себя и говорит: «Кто-то там сказал, я красивая!». Много раз это говорит, и родителям это как-то поднадоело, они говорят: «А мама-то тоже красивая». Она подумала: «Ну да, и мама красивая. Мама красивая!». Через какое-то время приходит, уже где-то общалась со сверстницами, и говорит: «Там Ева была, она такая красивая!». Без всякой зависти. Может быть, ей помогла эта вовремя сделанная эмансипация, словоотделение: два слова, инструмента, применённые к другим уже вместе с восторгом, с любованием.
Другие материалы