О зефирном эксперименте и дилемме заключённого
Статья и видео по острым вопросам
Есть известный «зефирный эксперимент», можно посмотреть его в интернете. Когда ребенку предлагают зефир или конфетку и говорят: если ты её не съешь, то через 10 минут тебе дадут две. На видео записано, как ребёнок мучается. Один тут же решает задачу: мне неизвестно, дадите потом что-то или нет, а здесь у меня уже есть! Другой ещё как-то действует. На самом деле это не только к детям относится, по сути это общая математическая конструкция.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Представьте, встречаются два племени. Одно племя хорошо шьёт брюки, а другое пиджаки. Сейчас не важно, что: одно делает стрелы, а другое – ножи. Есть вариант тут же отобрать ножи, и они тут же у тебя будут! У тебя были только стрелы, а теперь будут и ножи, если, конечно, ты победишь или украдёшь. А есть вариант придумать, как сотрудничать и обмениваться. Мы им стрелы, они нам ножи. Мы сейчас понимаем, что в этом общем зефирном эксперименте всё-таки победило терпение, мы торгуем. Хотя иногда бывает и по-другому, но этот первый уровень мы прошли.

Есть второй уровень. Второй уровень сотрудничества сложнее, мы ещё только проходим его. Это соотношение части и целого. Например, можно договориться и не вылавливать китов в океане, потому что это выгодно всем. Но я могу рассуждать так: если я убью одного кита, то от этого ничего не изменится в сумме; подумаешь, только один умрёт, а у меня будет кит. Если остальные действительно не будут убивать, то ничего не изменится. Но если и остальные будут убивать, то мне тем более нужно это убийство. Получается, в любом случае нужно убивать. В чём тут загвоздка?
Загвоздка в том, что я думаю о себе как об отдельном «государстве», а не как о части целого.
Как только я задумаюсь о себе как о части целого, станет ясно, что мы делаем, когда не сорим в подъезде. Хотя там тоже можно так рассуждать: если все остальные будут сорить, то моё не важно, а если не будут, то подумаешь, один мой окурок – это не страшно. Эта очень общая конструкция работает, чувствуем мы себя чем-то единым или нет.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
На уровне государства, культуры есть мораль, которая нам запрещает делать что-то неприличное. Хотя если разобраться, почему это неприлично, окажется, что ты должен чувствовать себя частью целого и не делать отдельно чего-то плохого – не сорить, не нарушать какие-то правила.

Между государствами это ещё не получается. Успеем ли мы друг друга убедить и что для этого нужно, время покажет. Во всяком случае, эта вторая задача сложнее.
В теории игр она называется дилеммой заключённого. Можно называть это проблемой части и целого. Чувствуешь ты себя частью целого или ты совершенно отдельный, ведёшь себя так, будто тебе всё равно, что будут делать остальные. Это очень важно, найдём мы какой-то механизм, как донести это всем, как принять эти нормы. Международные организации во многом служат этому, как на уровне международного права сделать так, чтобы этот механизм работал, начал работать.
Дилемма заключённого может применяться не только между двумя людьми, она может быть применима и к себе, просто к одному человеку. Например, я хочу бросить курить, я хочу похудеть, предпринять что-то такое, что противоречит моему сиюминутному желанию. И если разделить жизнь опять на части, то я могу сказать так: если я сейчас покурю, я получу какое-то удовольствие, понятно. Если я всё-таки выдержу потом и не буду курить, то один день ничего не значит, я же потом брошу. Если же я не выдержу и снова когда-то начну курить, то какой смысл сейчас терпеть? Получается, в любом случае нужно покурить сегодня. Так большинство и не бросает. А решение именно в другом отношении к целому, к своей жизни.
Другие материалы