О зоне ближайшего развития
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Наш великий психолог Выготский начинал как литературовед, что мне кажется важным и интересным, и все учителя литературы должны это помнить. Он придумал очень эффективный, рабочий термин «зоны ближайшего развития». Можно по-разному понимать этот термин и много где применять как инструмент.

Например, если бы я составлял, скажем, учебник программ по истории, то я бы скорее начинал от сегодняшнего дня, а не с древних времён. Сначала именно то, что сейчас происходит, то, что ребёнок, человек, слышит вокруг. Потом ушёл бы в причину этих событий, то есть на пятьдесят лет раньше, и так далее, и так далее, и так бы дошёл постепенно до древних времён.
И каждый раз было бы обосновано, почему мы изучаем это: нам же нужны причины того, что сейчас происходит.
Потом, когда мы рассказали про следующий слой, нам нужна причина, почему так произошло. И так далее, так далее. То есть идти, создавать вот эту зону. В начале она уже есть, потому что что-то меня окружает. Это и есть моя зона: то, где я живу, и политические события разные, и события, которые есть в современной культуре и обсуждаются, как Великая Отечественная война сейчас. И дальше создавать следующую зону, тем самым новую ближайшую, и так далее двигаться.

Не только в истории. Вот, например, музыка. Продвинутые учителя говорят, что обучение музыке исходно противоестественно. Это, наверное, понятно каждому: научить ребёнка вот именно так делать, потом вот так, так... Читать нотную запись, и по ней совершенно определенные движения, ещё и в такт, — всё это, конечно, для ребёнка тяжело.

Обучение музыке — это здорово, и известно, насколько полезно. И кажется, ну как же так, у каждого этого сидит: побарабанить по столу, палкой по забору! Я не знаю, почему не начинать обучение с барабана? И потом двигаться всё дальше и дальше.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Ясно, что три параметра есть: громкость, тон и расстояние между звуками. Специалист назовёт еще что-то, но всё будет фактически из этого следовать. Здесь можно уже уловить большой барабан, маленький, литавры — то, что очень естественно для ребёнка. И на этом уже втащить его в музыкальную атмосферу, дальше двигаться. Мне кажется, так было бы намного проще. Более того, я даже небольшой эксперимент имею, который это подтверждает. И конечно, это более естественно, чем сразу сажать, например, за фортепиано.

Выготский, мне кажется, действительно великий человек, и его мысли могут помогать в разных местах.
Другие материалы