Об эффективности нации
Статья и видео на историко-политическую тему
Есть две важные темы, по которым любому родителю важно иметь какую-то позицию. Скажу про свою. Первая тема — об эффективности нации, так или иначе поднимается: какие эффективные немцы, какие чёткие японцы. Вторая тема, которая, как ни странно, связана с первой — это искусственный интеллект, победит ли машина человека. Не будет ли так, что Землю будут населять роботы? И, по собственному опыту знаю, что детей это часто интересует.
Об эффективности нации. Эффективность можно рассматривать если знаешь цель, знаешь куда бежать, только тогда можно говорить, быстро ты туда двигаешься или нет. Мы знаем, что часто как раз цель и обманывает, она не верна. Какие эффективные были те же самые немцы и японцы! Точное знание цели, куда в общем нужно двигаться, оно вообще характерно как раз для человеческих образований, скажем, «империй», которые потом в результате рассыпаются.
Вы посмотрите, сколько было империй за время существования России. Это и Монголия, и Швеция, и Австро-Венгрия, и громадная Османская империя. И где они? А в основном там была идея, что нужно делать, как быть.
Мне кажется, сила России и русского духа как раз в том, что мы не знаем точных целей, потому что их и не должно быть. Мы в пути, и на этом пути мы ищем это развитие.
Тут как раз можно сказать про искусственный интеллект. Почему я это затронул? Да потому что все задачи, которые можно сформулировать, будет решать машина, и мы уже видим, как это подступает. Победит ли искусственный интеллект? Да, победит. Тех людей, у которых есть точные желания, вот абсолютно точные желания. Да, робот ему всё сделает, и эти люди в своей человеческой части исчезнут. Сила человека в том, что он ищет и до конца не знает, что же он хочет. Это нормально.

Человек нужен для решения своих человеческих задач. Те, которые можно точно сформулировать, отдаются машине, это понятно. А человеческие задачи — они без однозначного решения. И в то же время, посмотрите, часто говорят про отставание в экономике. Чем более связан сейчас становится мир, тем всё более эфемерно это отставание. К примеру, в обычной технике, кажется, явно его видно. Ракеты вообще придумали немцы, и где они, эти немцы? А кто первый полетел в космос? Что произошло? Главная часть нации, душа, сдалась нацизму, и вот где теперь это всё. Они проиграли.

Мир един, и всё очень быстро распространяется, особенно идеи. Может казаться, что отставание — это навсегда, но посмотрите на китайцев: 30 лет, и они передовая нация. Почитайте, например, «Фрегат "Паллада"» Гончарова. Там мимоходом написано про японцев, какими они были в XIX веке. И они тоже очень быстро всё догнали. Почему? Да потому что был японский дух, потому что была китайская культура, а это намного важнее. То, что и не обозначишь, где именно есть, оно всё вместе разлито в ментальности народа. Это намного важнее.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Ну а Россия? Полная разруха после гражданской войны, и за 15 лет всё восстановили, и смогли и сопротивляться, и победить всю Европу. В чём дело? Николай Лосский даже написал книгу о характере русского народа.
Он сказал, что главное свойство русского народа – это страстность. Я думаю, действительно страстность и помогает побеждать и быстро достигать каких-то результатов, когда это нужно.
Другое дело, что страстность подразумевает и какие-то периоды, назовём так, раздумья. Не хочется употреблять слово «обломовщина», в этом смысле «приостановки». Зато потом мы выстреливаем Менделеевым, который всю химию перевернул и упорядочил. Выстреливаем Достоевским, то есть решаем какие-то очень крупные задачи.

Русская культура за XIX век вошла в несколько первых культур — во всяком случае, литератур уж точно, — мира, человечества. Эта способность выстреливать, когда надо, она очень важна, а покоится на такой неопределённой части ментальности народа.

Экономика что? Экономика — продукт техники, конвейера. Это суетная часть деятельности человека. Посмотрите, если сейчас взять пушки 1812 года, они будут казаться просто смешными по сравнению с современными. А то, что написал Пушкин близко к этому времени, вполне годится сейчас. Не то что годится — оно составляет большую часть нашей культуры и никуда не денется.
Классика вообще интересна. Она остаётся даже если мы её не читаем, а читаем только современную русскую литературу, которая всё равно написана под влиянием литературы XIX века, классики этой. Потому что все пишущие люди уж точно её читали. Даже если мы не читали классику, то мы фактически читаем её в новой литературе.
Ещё раз про роботов. Роботы победят людей, но не всех. Только тех, у которых чётко есть инструкция, чего они хотят, этих — да. Эти точно умрут как субъекты свободы воли. Такие мертвецы уже много где бродят. Возьмём таких упитанных ребят в Америке, их очень много, их желания исполнены, и результат налицо виден. А дух, свобода воли, высшее её проявление — это, конечно, героизм, как героизм на войне.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Конечно, можно сказать, что героизм — это часто искупление ошибок начальства, особенно на войне. Но я с этим не согласен. Без героизма нет вообще ничего. В какой-то мере тот, кто что-то изобретает и полностью увлечён задачей, должен отказаться от удовольствия, и в этом тоже есть какая-то толика героизма. Понятно, не зря награждают конструкторов, изобретателей. Тут тоже нужна эта страстность. И по части изобретений, конечно, нам ни у кого этого свойства занимать не надо.
Так что, когда говорят «отставание», эти люди подразумевают какую-то одну размерность, по которой как будто мы все бежим и кто-то от кого-то отстал. Это совершенно не так, потому что культура и цивилизация, наши и любые другие, они многомерны, в многомерном пространстве. Отстать по какой-то координате ещё ничего не значит. Потому что по всем другим ты можешь быть намного, намного впереди, при том что это может быть незаметно.
Только извне кажется, что «вдруг» выстрелили каким-то новым оружием, или каким-то балетом. Нет, это всё готовилось. Это та самая катастрофа плюс, она подготавливается. Может быть просто незаметно извне, и потом наблюдатели удивляются. На самом деле всё имело свои причины, и такие объёмные, что трудно сказать, кто от кого отстаёт.

Скрупулезность, способность исполнять точные инструкции, имеет и оборотную сторону. Посмотрите, что натворили немцы и японцы, я думаю, во многом от того, что они были приучены точно выполнять приказ. Так что способность следовать инструкции может играть злую шутку над нацией. Сколько лет ещё Германии оправдываться в каком-то моральном смысле перед человечеством за то, что они натворили, возможно, именно из-за этого. Про японцев в Китае в нашем видении обычно всё ускользает, но историки знают, что японцы натворили в Китае. Тоже чёткие, абсолютно инструктивные люди, умеющие выполнять приказ.

Ещё немножко об отставании. Иногда отставание просто полезно: если побежишь вдруг быстро за кем-то, а это не твоя цель? Мы знаем, как рьяно наши революционеры приняли идеи марксизма и что из этого получилось. В этой связи мне очень нравится одно место в книге Волкова и Хархордина «Теория практик». Цитата, не могу не согласиться с этим мнением:
«…изначально демократическая политика, формировавшаяся в Британии XVII–XVIII веков, представляла собой определённое практическое искусство осуществления политических прав и свобод и соответствующую им доктрину. В XVIII веке доктрина политических прав и свобод оказалась перенесённой из Англии во Францию, а затем распространилась далее. Но при этом искусство осуществления этих прав и свобод, которое могло быть передано только по традиции, не распространилось вместе с доктриной».
Искусство – это масса мозаик взаимоотношений и негласных правил, как выполнять какие-то эти идеи, претворять их в жизнь. В Англии они постепенно шли от высшего класса вниз, распространялись. Все эти тысячи адвокатов... Вы посмотрите, даже слово «адвокат» в английском имеет много различных вариантов, разветвляется. У нас слово «друг» имеет много таких: друг, товарищ и так далее. А в английском мы увидим только friend. Так у них это следование праву, слежение за тем, как всё происходит, имеет множество оттенков, реализованных в конкретных специальностях.

Что же получилось, когда перенесли идеи без этой практики, без людей, которые обладают этим искусством претворения в жизнь всех этих прав и свобод? Что получилось на континенте? Революция, уничтожение аристократии. Аристократии, этих носителей практического знания искусства и умения свободно жить! Вот цена, которую заплатил континент за такое бездумное принятие каких-то лозунгов.

А пока на континенте творилось то, что произошло после французской революции, Великобритания стала владычицей морей уже на полную, и полмира стало колонией Великобритании. Вот какова была цена.
Другие материалы