Об индивидуализме
Статья и видео на общественную тему
Индивидуализм и базирующийся на нём или связанный с ним либерализм, конечно, очень привлекательны для любого индивида. Идея о том, что в первую очередь важны права человека и его собственное счастье. Всё это здорово, действительно так.
Но индивидуализм, как представляется, был структурирован философией экзистенциализма и вырастал на этой почве. А там существенную роль, во всяком случае у его основоположника, играла божественная идея, идея бога.
Действительно, если я просто «отдельный», я «сам» то как справляться со всякими задачами типа зависимости от случая или страха за ближних, страха за свою жизнь?

Так получилось, что из этой идеологии убрали бога. Сейчас можно признать, что для большой массы людей религия, внутренняя вера, — явление уже не такое актуальное, можно сказать и не существующее. Она не является тем канатом, за который можно держаться в какие-то депрессивные моменты своей жизни. Индивидуализм потерял основу либерализма, и всё-таки он двигается дальше, развивается, возникает всё больше и больше свобод. Мы видим, что даже в такой области как семья, отношения между полами, всё развивается.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Но иногда всё-таки кажется, что это энергия разрушения. Как Рим: было время, когда его перестраивали, одно разрушили, а другое построили из этого же камня. Так и тут энергия разрушения. Оригинально же в прямом эфире материться, вроде бы так интересно, остро. Но при этом разрушается структура языка: в языке нецензурная лексика существует раздельно, её можно употреблять очень редко, потому что эти высоко экспрессивные выражения уже давно потеряли свой первоначальный смысл, они существуют отдельно как идиомы. Есть перегородка, элемент сложности языка. И вдруг его разрушают и говорят: «Теперь мы будем употреблять это когда угодно».
В конце концов, язык — это же звуки, и постепенно эта острота в языке потеряется, и этой перегородки не будет.
То же самое со структурой общества: когда разрушается структура или какие-то системы отношений, в каком-то смысле «виртуальные» (семья, межполовые отношения), они всегда переходят в какую-то новую фазу и есть опасность, что это просто локальная добыча энергии для тех, кто это разрушает. Да, может быть она и будет использована дальше, и кажется, что так может быть. Но почему, скажем, в Библии говорится о мужеложстве и осуждается всё то, что происходило в городе Содом? Может быть всё-таки это стоит на каком-то опыте, что для самого общества это вредно? Если считать, что общество имеет какую-то ценность, а оно, конечно, имеет.

А если спрогнозировать дальше, что ещё можно разрушать при нынешних средствах, можно представить, что через несколько десятков лет кто-то захочет сожительствовать с животными, и более того, иметь плод от них. Может быть, генетика позволит делать какую-то смесь человека, не знаю, с крокодилом или с тем, с кем пожелает жить вот такой продвинутый разрушитель основ и свобод человека.
Это разрушение каких-то перегородок, стенок, некой структуры, исходно заданной от природы. Конечно, мы во многом разрушаем устои: человеку не дано летать, а мы летаем. Но есть вещи, которые действительно пугают. Например, то, что такое продвижение возможно, и если задуматься, то, конечно, хочется как-то остановить или остановиться в движении таком.
Другие материалы