Об интеллекте
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Мне кажется, старшим полезно показывать совсем молодым, как действует интеллект на протяжение истории человеческой. Что интеллект — это то, что может и недостаток превратить в достоинства.
Посмотришь, какие в саванне звери, какие у них возможности: антилопа, у неё рога или копыта, силище колоссальное, про льва и тигра и говорить нечего. Сейчас всё в YouTub'е видно, как жираф борется за свою жизнь, за своё потомство с каким-нибудь львом. Они «вооружены», более-менее похожи по силе. Другие каким-то другим способом спасаются. А человек вообще без когтей. Быстро бегать? Тоже не сильно как-то с этим. Клыков нет. Однако тоже как-то выжил, и кто теперь в клетке? Благодаря интеллекту.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Стоит показывать, как это произошло, как мы вообще выворачиваемся из всяких ситуаций, для этого история полезна. Для того, чтобы человек задумался над своими недостатками и сказал: «Ага, у меня вот с этим проблема. Теперь я задумаюсь и сделаю что-то». Посмотрите, сколько людей шло таким путём. Это очень полезный пример, все могут найти этот путь: и спортсмены, и писатели, и нам известно про древнегреческих ораторов, которые именно превозмогая свои недостатки чего-то достигли. Можно сказать, что это общее: у нас есть интеллект, и он позволяет нам превращать недостатки в достоинства.
Мне кажется, важно, чтобы каждый родитель умел находить примеры, которые помогут ребёнку. Людей без недостатков нет, и вот, как недостатки можно преодолеть. А может быть, даже и не преодолевать, а сказать: «Я живу в обществе, и жизнь конечна, и некогда мне преодолевать свои недостатки. Я буду развивать свои достоинства и буду этим встроен в общество», — так тоже можно подходить.
Мне кажется, этот выбор должен быть осознанным, важно понимать, как ты действуешь. Не просто «я живу, и живу», а понимать, что у меня хорошее есть, что плохое, что я должен преодолеть, что не буду. Этот важный взгляд на себя можно считать интроспекцией, хотя на самом деле интроспекция — это другое, об этом потом можно поговорить.

Есть известное изречение: «Благими намерениями дорога в ад умощена». Человек хочет хорошего, а получается плохое. И наоборот, есть высказывание, у Гёте Мефистофель говорит: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Можно считать, что нас «поместили» в саванну без физических инструментов, и вроде зло совершили, а на самом деле это обратилось в благо, развели культуру. Была только натура, природа, а теперь возникла ещё культура, человек создал то, чего не было в природе. Человека даже в религиозном смысле можно считать подобием бога — он создаёт что-то сам.

Интеллект создаёт развитие. В растениеводстве, в ботанике известно, что есть рост, есть развитие. Например, почему лён — северная культура? Потому что рост связан с фотосинтезом. Там, где света много, там есть рост. А для развития нужно тепло. Если тот же лён пересадить куда-то на юг, он слишком рано пойдёт в развитие, то есть в семена, в цветок, и длинного стебля не будет.
Рост и развитие — это разные вещи, стоит осознавать. И развитие обеспечивает интеллект. Все изобретения — это тоже развитие. Сейчас мы видим не просто рост прежнего в том же режиме, но больше и больше, а то, как создаётся что-то принципиально новое.
Тот же интернет создал возможность пользоваться всеми духовными благами культуры. Мы можем пользоваться ими фактически не выходя из дома. А чем ещё духовные блага хороши? Теперь мы понимаем, что они экологичны. Мы можем все одновременно во всём мире читать одно и то же стихотворение, при этом оно не уничтожается, в отличие от материальных благ. Вот, что такое развитие и то, что создаётся интеллектом, изобретения.
Другие материалы