Об образованности
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Сейчас очень много публикаций, выступлений об образовании, каким оно должно быть. Много обсуждается, какой должна быть школа, как преподавать тот предмет или этот, как использовать новые технические возможности, интернет, компьютер, игры. Мне кажется, должно быть разделение: как учить и чему учить.
Сейчас в основном обсуждается то, как учить, а чему учить вроде бы ясно — тому же, чему и учили. Такая логика: мы выжили, значит, если и дети будут такие же, как мы, то всё будет хорошо. Но эта логика может быть пагубной, потому что мы выжили в одних обстоятельствах, а детям жить в других.
Мир меняется, и отношения между людьми меняются, и очень быстро. 150 лет назад — это очень мало, а образование было почти таким же, как сейчас. Россию тогда на 90 % представляли отдельные самостоятельные крестьянские хозяйства. Сейчас мы больше похожи на социальный организм, и 90 % людей обслуживают друг друга как клетки в организме. А тех, кто занимается сельским хозяйством или добычей энергии, в общем-то немного, в 10 %, пускай даже в 15 % вписываются. Всё быстро меняется. А раз всё быстро меняется, нужно смотреть, как образование должно меняться.

Это не могут решать Министерство образования или Российская академия образования, про второй орган даже говорить не стоит. Минобр решает, как учить: какими должны быть школы и так далее. А чему учить, мне кажется, должен решать кто-то другой, общество. Изменения должны происходить посредством академии наук или ещё каких-то органов, своих институтов. Мы теперь принимаем больше решений, значит, нужно уметь это делать, нужно уметь думать глобально, понимать какие-то глобальные вещи.
Хотя бы потому что у нас полная демократия, один человек — один голос. Мы выбираем определённые партии, определённых людей, и каждый должен в этом разбираться. Потому что у демократии есть минус: можно воодушевить определённую группу людей, и, если она безграмотная, воодушевить совершенно пагубными, очень неверными идеями, приводящими к жестоким последствиям, как мы знаем по истории ХХ века.
Похоже, тут должен быть какой-то совершенно математический вывод. Что-то близкое к тому, как в физике есть давление, умноженное на объём газа, пропорциональное температуре, и тут что-то в этом роде. Мы должны чувствовать какие-то такие связи. Скажем, демократия — способность каждого выбирать, голосовать. Дальше осведомлённость и развитость средств массовой информации. Но осведомлённость — это именно образованность людей, они должны находиться в какой-то связи. И мы должны её понимать, и все должны её понимать, поэтому образованность должна быть именно в этом направлении, а сейчас этого нет.

Иной раз я спрашивал у многих людей какую-то совершенно простую вещь. Зачем второй тур выборов, когда один из претендентов на выборный пост набрал 40 % голосов, а два других — 25 и 35 %? Большинство людей об этом даже не задумывается, хотя это самая простая вещь, которую должен понимать человек, имеющий право голосовать.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
В этом направлении у нас сейчас нет никакой образованности, а какая-то связь средств массовой информации, уровня образования и демократичности общества — есть. Она и должна быть, мы должны за ней следить, потому что мы не выбираем, скажем, владельцев телеканалов, газет, и они могут придерживаться совершенно определённых взглядов и влиять на большие массы людей, манипулировать сознанием. Возможности и сейчас колоссальные, и всегда были.
Человек умеющий всегда обманет другого. Того, кто в обычной жизни занят совсем не психологией и не политикой, можно быстро ввести в заблуждение именно при помощи этих средств. Мне кажется, нам нужно понять такую важную конструкцию и то, какая в ней есть проблема.
Другие материалы