В нашей литературе это особенно видно. Если от России в веках останется только русская литература, то будет совсем непонятно, как эта нация смогла охватить такое пространство, какое она сейчас имеет в управлении. Онегин читал-читал, заскучал. Печорин... Понятно, что Печорин. Онега и Печора — это две реки соседних, это взято и переработано Лермонтовым чуть-чуть. Печорин тоже скучает, как будто он всё знает. Эта скука, она и у Чехова, в «Трёх сёстрах» особенно часто это слово. В «Анне Карениной» тоже, подруги Анны Карениной удивляются, почему она не скучает. В чём тут дело вообще?
Такое впечатление, что скуку создаёт иллюзия понимания окружающего мира. Мир у людей сужается, и инструментария нет. Кажется: «Ну всё, я тут разобрался во всём, это же не интересно всё». Мне кажется, это очень важная вещь. Отсюда и остановка в развитии детей: до 3-х лет человек с такой скоростью всё познает, а потом замедляется от того, что ему кажется, что он всё понял и у него вот сколько ума. Это действительно некая проблема для людей.