Об опасности скуки
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Аристократы — это группа людей, которых мы послали вперёд в некоем пространстве возможностей, они имели много свободного времени и видели, чувствовали на себе то, к чему мы только сейчас приближаемся — к большому количеству свободы в своей жизни. Сейчас происходит освобождение свободного времени от необходимости тяжкого труда. Какую опасность они нам показали? Опасность скуки.
В нашей литературе это особенно видно. Если от России в веках останется только русская литература, то будет совсем непонятно, как эта нация смогла охватить такое пространство, какое она сейчас имеет в управлении. Онегин читал-читал, заскучал. Печорин... Понятно, что Печорин. Онега и Печора — это две реки соседних, это взято и переработано Лермонтовым чуть-чуть. Печорин тоже скучает, как будто он всё знает. Эта скука, она и у Чехова, в «Трёх сёстрах» особенно часто это слово. В «Анне Карениной» тоже, подруги Анны Карениной удивляются, почему она не скучает. В чём тут дело вообще?

Такое впечатление, что скуку создаёт иллюзия понимания окружающего мира. Мир у людей сужается, и инструментария нет. Кажется: «Ну всё, я тут разобрался во всём, это же не интересно всё». Мне кажется, это очень важная вещь. Отсюда и остановка в развитии детей: до 3-х лет человек с такой скоростью всё познает, а потом замедляется от того, что ему кажется, что он всё понял и у него вот сколько ума. Это действительно некая проблема для людей.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Говорят, что в пожилом возрасте для того, чтобы сохранить мозг, нужно чем-то обязательно заниматься. А чем ты будешь заниматься, если ты не увлечён?
Самое главное — научиться увлекаться чем-то.
Школьное образование в том виде, в каком оно сейчас существует, как бы направлено против исходного умения человека увлекаться. Увлечение — это длительная концентрация внимания на чём-то. Так вот, колоссальное количество разбитых, не связанных друг с другом предметов против этого.

Получается, что человеку говорят: ты будешь знать вот это, и тогда всё будет хорошо. Ты сдашь какое-то там ЕГЭ, будет успех... А спасает ли такой способ от скуки, от неумения использовать свободное время, вот вопрос. Может ли человек сказать себе: «Otium post negotium», что именно досуг главное. Если это главное, значит, я должен этим быть увлечён, оно важно для меня.
Это общая проблема. Самое страшное, что, если человек не умеет себя чем-то увлечь, он привыкает к этому состоянию. У каждого из нас это чувство очень внутреннее: мне нравится чем-то заниматься, и я даже не задаю себе вопросов, почему. Мне просто нравится заниматься именно этим, не результат, а сам процесс. Все творцы получали удовольствие от самого процесса. Если человек не приучен к этому, действительно наступит скука.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Представим, что уже завтра произойдёт то, что постепенно происходит: роботы, искусственный интеллект, это будет всё больше и больше нас освобождать. Сейчас уже пошли первые звонки. Говорят, может быть, перейти на четырехдневную рабочую неделю и так далее. Понятно к чему дело идёт. Чем будут заниматься люди не увлеченные? Требовать хлеба и зрелищ, да? Хлеб обеспечен, значит, зрелищ более острых. Компьютер даёт игры, но, наверно, мы не к этому хотели бы прийти. Поэтому очень важно научиться охранять это детское умение увлекаться, сохранять и его выращивать дальше.
Другие материалы