Об умении искать причины в себе
Статья и видео на тему воспитания и образования детей
Есть несколько вещей, которые мне всегда хочется передать своим младшим родственникам: детям, внукам и прочим близким молодым людям, которые могут слушать.
Это умение искать в себе причину того, что с тобой произошло.
Конечно, всегда есть причины вовне: случаи, влияние других людей, свобода воли других людей — безусловно. Но научиться находить в себе хотя бы толику причины событий и понимать, в чём именно твоя часть, — это очень важно.

К сожалению, на литературе, на которой, кажется, должны бы учить этому в школе, особенно этого нет. Все герои литературы XIX века в основном поступают так или иначе поддаваясь событиям или просто потому, что в это время была такая власть и прочее. Интересно, что те, кто писал, как раз создавали эти шедевры в эпоху проклинаемой ими Николаевской России. То есть сами они как раз являлись причиной этого искусства, они его создавали, теперь это литературные памятники. А пишут про своих героев, как те не могли ничего сделать, и Онегин, и Печорин, и Чацкий, и так далее.
Мне кажется, родитель должен обратить внимание на эту важную вещь и помогать вырабатывать эти алгоритмы поиска причин в себе: почему случилось так, почему именно я. Произошла некая ссора, и всё равно в какой-то мере ты мог ей управлять, этой частью. Легко перенести, сказать, что учительница какая-то не такая. Но можно сказать, что с хорошей учительницей каждый научится, а ты попробуй с такой чему-то научиться. Это очень важное качество, которое только родители могут возделать в душе ребёнка.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Мне кажется, это особенно важно в нашем государстве, объявленном социальным, где правительство и президент всё время говорят о своих задачах, как повысить благосостояние народа. Заметьте, что в Соединённых Штатах президенты в основном обещают повысить безопасность, а наши власти сами подставляются под то, чтобы искать причину каких-то своих неурядиц в их политике. Но на мой вкус всё, чего я хочу от государства, — это свобода и безопасность, а в остальном мы сами должны организовываться. Тут ответственность и личная, и даже больше нас как коллектива граждан. Конечно, хорошо бы, чтобы всё «они» делали, но искать причину «там» — значит замещать себя, убирать свою свободу воли. Посмотрите на великих, хотя за каждым стоит ещё много разных, они и сами вырастали, делали своё дело в различных условиях и часто в совсем не благоприятных. Они находили возможность, как сделать то, что они делали — мне кажется, эти примеры важны.

Вообще не стоит терять времени и рассуждать о том, что мы не можем, не умеем изменить. Если с детства приучить человека к этому, то ему будет легче жить.
Вспомним мудрость, что «важно уметь изменить то, что мы не в силах вынести, или терпеть то, что не в силах изменить», и иметь мудрость отличить первое от второго. Это и есть то, что мы должны своим детям передать, именно это и есть искусство жить.
Другие материалы