Об управлении эмоциями
Статья и видео на тему психологии
Есть два вида игры природы, можно так думать. Это то, что происходит в самой природе, и то, что происходит в нас. И то, и то в общем, казалось бы, трудноуправляемые возможности: управлять ураганом и управлять своими эмоциями. Те, кто умеет ими управлять, конечно, имеют преимущество. Как, что это такое?

Например, страх. Страх – это же нормально, это нормальная естественная защитная реакция человека. Происходит что-то новое, ужасное, опасное, я должен что-то делать. Вот это «что-то делать» – рубеж. Как переработать эту энергию? Внешние природные явления стихии человек научился как-то обуздывать. Парус: ветер поднимает парус, он оказывается полезным – то, чего нужно было бояться. Естественно, его боялись, потому что когда ты на вёслах и паруса нет, то ветер только мешает, больше ничего. А тут научились.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
И со своими эмоциями то же самое. На самом деле страх – довольно-таки неспецифичная реакция. Это напряжение. Если вы идёте по улице с кем-то или сидите в окопе, наверное, это то же самое – не воевал, не знаю. И вот напряжение создаётся, и оно может разрешиться в любую сторону. Вперёд побежать, на врага, или назад. Можно его переработать в трусость, а можно – в смелость.
И это всё зависит от того, как человек до сих пор себя вёл, какая у него накоплена база его событий, которыми он перерабатывает этот страх.
То же самое и зависть. Зависть – нормально, я смотрю на человека и говорю: «Эх, как жалко, у него такой красивый дом! А у меня такого нет». Это из Гесиода, про зависть, «завидовать дому соседа». И тогда можно сказать: «Я буду строить себе такой же дом, буду стараться». На этом мы далеко продвинулись, в таком использовании зависти. Мы – человечество.

Другая зависть – это та, против которой у тебя как будто и средств нету. Один человек поёт хорошо, а я так не умею. Мне нравится, как он поёт, и я так же хочу, и что делать? Есть механизм – это то, что называется «эмпатия».
Эмпатия – это страсть, это умение сопереживать. Я радуюсь, что он так может. На самом деле наша любовь к искусству, наша возможность сидеть на концерте, долго наблюдать, как кто-то что-то делает, любоваться балетом – это всё от того, что мы умеем радоваться.
Откуда оно возникло? Да если бы мы не радовались, например, успехам своих маленьких детей, то нам было бы трудно за ними наблюдать. Понаблюдайте за чужими детьми, они могут быть совершенно неинтересны. Ну что-то копошится, делается. А за своим человек смотрит и радуется. Это эмпатия, потому что через него ты как бы переживаешь эту радость простейшей игры. И это чувство у нашего вида отделилось, как и многие: любовь, милосердие, – и мы стали его использовать в других случаях.

Можно проявлять милосердие к врагу. Раньше это чувство, жалость, было направлено на своих детей как необходимость, чтобы выжить. А отделённое оно может быть распространено на других. Любовь и эмпатия тоже, поэтому зависть может быть переработана в чувство, что я как бы часть, я тоже в этот момент пою.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Знаменитая пьеса «Моцарт и Сальери», Пушкин написал. Там, казалось бы, безвыходная ситуация с Сальери. Он живет тяжело, морально тяжело. Им нечему завидовать друг у друга, у них одинаковое положение в обществе, про деньги ничего не сказано, и, наверное, женщины между ними нет. Однако зависть есть. И Сальери мог бы её переработать в восхищение другом, они же друзья, но у него не получилось, как-то не так был воспитан. А Моцарт, наверное, смог бы, и Пушкин смог бы, даже если бы кого-то встретил.

Это и есть способ жизни в нашем обществе. Почему я говорю «в нашем обществе» – потому что у нас всё более и более разные специальности. И следовательно, достижения твоего приятеля в какой-то области, они должны быть как бы и твоими. Как это можно сделать? Использовать эмпатию.
Другие материалы