Важно сказать, что мы думаем обо всем именно таким способом, когда выделяем важное. Мы не можем принимать во внимание всё из прошлого. Нужно что-то забыть, а что-то помнить и применять. Вопрос в том, что именно можно забыть. Это и есть выделение важного, в математике это называется округлением.
Фактически это тот случай, когда мы говорим о ситуациях с неполной информацией. Это могут быть ситуации, когда от нас информацию намеренно скрывают или, как в примере выше, представляют её в таком виде, что мы не можем сделать вывод, хотя сделать его необходимо.
Например, следующее заявление: «66% выпускниц колледжа курят!». Но выясняется, что в учебном заведении всего 3 выпускницы и из них 2 курят. Вид информации, в котором нам её предоставляют, неполный, что и приводит к ошибке.
Иногда приводят статистику в таком формате: выпуск автомобилей на конвейере увеличился на 100%. Но одно дело, когда было 1000 автомобилей, и стало 2000, а другое дело, когда было 2 автомобиля и стало 4. Это разные ситуации, хотя обе описываются фразой «увеличился в 2 раза».
Приведём ещё один пример. Заседает комиссия, которая даёт разрешение на вырубку леса. Выступает докладчик, который говорит, что в хозяйстве сейчас 1% составляют дубы, а 99% – сосны. Он хочет вырубить какую-то часть сосен (дубов станет 2%). Экологи думают, что 1% – это немного и дают своё разрешение. Однако, если деревьев было 100 штук, из них дубов – одно дерево. Чтобы это одно дерево составляло 2% необходимо вырубить 50 сосен (см. рис. 10).