Ребёнок не хочет учиться: как объяснить, зачем это нужно?
Статья на тему «Внимание на ребёнка!»
Мне кажется, что если этот вопрос возникает, если трудно это объяснить, то что-то упущено. Очень простой пример, что такое образование. Муха бьётся в стекло, хочет вылететь. Рядом открытая форточка, а она бьётся в стекло, потому что стекло для неё кажется прозрачным. Она бьётся, бьётся, пока обессиленная не упадёт. А образованная муха подлетела бы, поняла: сквознячок — ага, свежий воздух — и туда улетела.
Образование — это способность видеть за внешним «нечто» причины и соответственно строить своё поведение.
Если родители не могут найти таких примеров в окружающей жизни — плохо. Нужно больше читать, больше думать об этом. Кстати, зоопсихологи по тому примеру, который я сказал, различают, насколько вообще развит мозг. Умеет ли существо понять, что за стеклом, что нужно попробовать обойти? Всякие хищники — они два раза ткнут лапой, если там кусок мяса лежит, и тут же начнут искать обход. А муха бьётся.

Так и образование. Можно жить, заткнув уши, нет проблем. Закрыв глаза, тоже можно. Образование — это то, что делает взгляд «взглядом», уже в кавычках, потому что видим мы мозгом. Нас же развивает продолжение наших возможностей, понимание окружающего мира. То, что без понимания невозможно. Вот пример с мухой. Можно жить, не различая цветов. Можно как угодно. Жизнь — это от микроба до нас, всё жизнь. Какую ты выбираешь? Я могу встретить умного человека и не понять, что он мне говорит, как он мне хочет помочь или как его пример мне помогает, потому что я не образованный. Я просто не увижу, как.
Иллюстрация / shutterstock (Источник)
Как человек может не различить цвета и для него какая-то картина будет чёрно-белой, так и я, если мне не привиты способности улавливать смыслы, не увижу, что мне хотят сказать или что мне даст эта книга.

Скажем, некоторые люди понимают музыку, проникают в неё, а другие — нет. И всё остальное так же. Можно на улице различить, кто читал Шекспира, а кто нет? Нет, конечно, в очереди стоят за колбасой все одинаковые в этом смысле. И как? Нет такого ответа.
Образование чем и сложно: ты понимаешь, что оно тебе нужно, только когда оно у тебя уже есть.
Скажем, на Амазонке живут племена, они не пользуются ручками или книжками, они не считают, что всё это нужно. И память предыдущих поколений — она только в каких-то там устных традициях есть. Да и зачем она? Нужно уметь ловить рыбу, и питаться, и какие-то сказки рассказывать. Всё, нормально живут. Если мы скажем, что ненормально, это какой-то расизм будет. Так что тут такой непростой вопрос. Но я думаю, что я сказал какие-то координаты, в которых я думаю.
Другие материалы