Лазарев: Везде.
Алина Попова: Рынок развивается очень медленно по сравнению с тем, как могло быть.
Лазарев: Вы не пытались обращаться к врачам, где-нибудь в Италии, что-нибудь такое? Так что всё хорошо.
Алина Попова: У нас ещё все хорошо?
Лазарев: Отлично просто. Есть всегда кто-то впереди, на кого равняться, но вообще всё очень неплохо.
Алина Попова: Мне бы хотелось, я к чему всю эту прелюдию, к тому, что нашим предпринимателям, — возможно, это бывшие троечники, — не хватает именно подумать. Системности мышления, какого-то упорядоченного подхода.
Лазарев: У них зато концентрация внимания, увлеченность есть — этого хватит. Вообще, троечник как минимум решился учиться на тройки, закончить школу и не бояться. Уже принял решение. Я не за то, чтобы плохо учиться, а чтобы было не страшно.
Алина Попова: Чтобы были три У. Соответственно, три У, которые определят человека в жизни, вот она социализация, когда увлечённость, с успехом, со всем остальным.
Лазарев: Сейчас все будут страдать отсутствием такой живой социализации, потому что есть соцсети. Это же не во дворе — вышел Петька, выходи в футбол играть. Не так же теперь. Все будут страдать. Ничего страшного, значит как-то человечество извернётся и будет всё хорошо.
Алина Попова: Подставит другую сторону.
Лазарев: Да. Я опять же сказал, что пониманию нужно учить, а это математика. Посмотрите, биология — там запомнить нужно всё. Это удовольствие понимания в человеке есть, его нужно развивать. Другая важная штука — это как проводить свободное время. Сегодня оно свободное, а завтра ты увлёкся чем-то и сделал бизнес. Или, мало ли, твоё увлечение стало самым главным делом твоей жизни, может быть. Поэтому важно иметь свободное время. Свободного времени же много стало, мы воду не таскаем домой в большинстве случаев.
Алина Попова: А вроде его не хватает тем не менее.
Лазарев: А что это значит? Что нужно не количество того, что ты прочитал и того, что тебя заставили прочитать, а научить вкусу, чтобы у человека вкус появился к чтению. Тогда он сам прочитает, и он сам историей увлечётся, если ему сказать. Если это будет не какой-то набор фактов и событий, дат просто. Нужно же какие-то общие вещи рассказывать, чтобы он на них уже нанизывал эти даты. Тогда будет интересно дальше.
Алина Попова: Я просто… У меня системное мышление, физмат, все дела. Что я сейчас поняла: что для развития и обучения человека в Вашем понимании, первый этап, что мы даём, это умение принять решение, свобода выбора и так далее, то есть ориентироваться в предложениях.
Лазарев: Без этого нельзя выпускать, во всяком случае, ребёнка, потому что самое главное — это уважение к размышлению, к думающим людям, к своим размышлениям, к тому, что ты принимаешь решение, подумав. Мне кажется, важнее этого ничего нет.
Алина Попова: Я сразу на взрослых людей всё это перекладываю, потому что знаете, у детей сейчас есть большое преимущество, и многие родители начали изучать книги, сайты, форумы, как воспитывать ребёнка, как подростковых конфликтов избегать. У меня просто, наверное, времени нет, поэтому я не в теме немножко, и есть преподавательский опыт. На других детях я понимаю, что своему ребенку я авторитетом буду через некоторое время. Сейчас он смотрит, впитывает, но какие-то вещи до него могут донести чужие люди гораздо легче и быстрее, чем я сама. Также для предпринимателей. Внутри всего, в чём они находятся, им очень сложно взять нужную поддерживающую информацию. Об алгоритме решений Вы говорите про детей, а я говорю сейчас про взрослых, потому что у них тоже этого нет, их тоже когда-то не научили.
Лазарев: Можно научиться всему этому и во взрослом состоянии. Если исходно знать, что можно какие-то основания к своему решению прицепить. Можно пройти в начале этап размышления, потом принятия решений.
Алина Попова: Посидеть подумать, как это важно.
Лазарев: Да, потому что, чем важнее решение, тем меньше мы думаем, так же всё устроено.
Алина Попова: Да, такие: «Ап!» Риск, адреналин.
Лазарев: Не столько даже это, а ещё страшно сделать что-нибудь. Если я не подумал и, эх, неправильно что-то сделал, я главное — сохраняю душу, что я не тупой. А вот решиться, на то, о чём я долго думал, и сделал неправильно, — тут уже травма неподготовленной душе. Это, мне кажется, мешает. Мы в психологию ударились. Кстати о психологии. Тоже, смотрите, я возьму тот предмет, который мне ближе всего. Хотя можно и историю, но это математика. 1400 уроков по математике. Это вообще ни к чему. Всю математику, если учитывать, что человек будет что-то делать дома, можно рассказать за 200 уроков. Это я про свой предмет говорю. Не то, что я литератор и говорю про математику, или я математик, и говорю литературу меньше читать.
Алина Попова: То есть можно оптимизировать?
Лазарев: Да, потому что, я всегда этот пример привожу, можно рассказывать по-разному. Если в деревне 4 дома, разве нужны улицы? Не нужны: раз, два, три, четыре. А когда рассказывают про арифметику, говорят, есть действия первой ступени, есть действия второй… Их всего четыре, а я ещё должен это запомнить. Это как на улице спросишь, как пройти: "А вот так пойдете, мимо этого номера, мимо того". Скажи просто, до угла и направо. Ребенку разве важно запомнить, что первой степени, что второй ступени?
Алина Попова: Что запоминать?
Лазарев: Да, что запоминать — откуда я знаю? Вроде всё важно: закон какой-то там сочетательный, закон такой-то… Дети никогда в жизни их не используют, сочетательный закон только в ЗАГСе. Даже я его больше никогда не использовал, хотя работал. Так куда всё это деть? В психологию нужно. Как там пересечётся пирамида с шаром и что там будет — это не каждый день встречаешь, а вот проснулся, сон хотя бы рассказать человеку, что такое сны, как понять другого, другому — как понять тебя, поймет ли он, чем ты живешь. Минимум сказать, что все проблемы — они общие, они у всех есть, это и есть твоя жизнь, это ты и должен решать. Как у меня одна моя родственница молодая спрашивает, а как же так получается, все решения нужно принимать в начале жизни, когда ещё и опыта нет. Да, тяжело. Я говорю, послушай, это и есть твоя жизнь — принятие решений.
Алина Попова: Напринимал в начале.
Лазарев: Вот ты их принимаешь, это и есть то, что ты живёшь, жизнь твоя. И я увидел, что просветлилось: а, раз это моя задача, это не просто так «ах, какие мы несчастные, в начале жизни нужно принять решения, а потом их расхлебывать», нет, это и есть то. Уже сам подход, с какого бока смотреть, он многое значит. Если мне скажут: «Знаешь, тебе кажется, что тебя все обижают, что ты центр внимания. Всем так кажется, это нормально, пойми». Ты что-то там натворил, предположим, и теперь переживаешь, как ты что-то сказал... Помни, что и он переживает, что что-то сказал, может, тебе от этого легче станет. Даже эта зеркальность, что другие такие же, это хотя бы объяснять людям. Это же, чем раньше придёт, тем лучше, тем спокойней, и больше времени останется на принятие решения.
Алина Попова: Это и есть как раз «для людей» — отношения.
Лазарев: Например, психология, про принятие решений. Это в математике могло бы быть большим таким куском. А психология обязательна просто в школе. То, что называют интроспекцией. Умение проанализировать себя, что со мной, почему так, почему я разозлился, да потому что это меня задело.
Алина Попова: А потом куча всяких психологов потеряет возможность заработка. Что же вы рынок ломаете.
Лазарев: Не потеряют. Других, тех, кто это не поймёт, их достаточно будет. Вы знаете, вся система образования была построена на том, как тебя поставить к большому конвейеру, и ты там будешь поворачивать что-то всю жизнь. Тогда не важно было, какой ты сам внутри. А кому это важно? Есть вопросы, как себя вести в обществе, а есть — как себя вести внутри себя, это то, что психология должна дать. У нас же этого нет. Общество, всё равно, до определенного момента было. Сейчас мы зависим друг от друга куда как сильнее, чем раньше. Эти всякие общие рассуждения о людях, они, конечно, много дырок всяких имеют, и всё равно. Теперь гораздо больше людей «акторов» в истории. Вы садитесь в автобус, а водитель может быть не выспавшимся, и произойдёт что-то. Куча вещей. И кто-то там расстроился, направил самолет в горы, помните, в Германии. Очень может быть, что таких случаев было бы меньше, если бы принятию решений, психологии, учили, как с собой быть. Его с детства зарядить чуть-чуть, дальше он пойдёт. Я сам для себя, конечно, объект интересный, и так у каждого человека. Нужно только дать возможность, показать, что об это можно думать.
Алина Попова: Как вы думаете, возможно ли в качестве альтернативного решения, идею о принятии решений и так далее, всё это сделать на сайте для свободного доступа?
Лазарев: Конечно, мы делаем, это будет.
Алина Попова: В этом есть какая-то для вас монетизация или вы делаете это по велению сердца?
Лазарев: Конечно, по велению сердца. Монетизацию мы, да, сделаем когда-то, но плата будет очень низкая. Такая, чтобы, во всяком случае, она не повлияла на решение покупать — не покупать. Просто потому что людей достаточно много. Я считаю, что монетизация обязана быть, хотя бы вот почему: мы же должны быть воспитывающим элементом в нашей жизни. Человек должен понимать, что если я взял, то я и дать должен что-то. Чем раньше он это поймёт, тем лучше, мне кажется. Понятно, есть другое рассуждение: я же ничего не забрал у него, когда сел, посмотрел. Дело не в нём, забрал ли ты у него что-то. Ты взял, значит должен дать. Я думаю, что родителям тоже полезно воспитывать в детях это чувство. Мы и воспитываем. С детства же говорим: спасибо скажи, волшебное слово. Это же мы предлагаем ему некий обмен. Всё, что он может в 2-3 года — говорить спасибо, значит, пусть говорит.
Алина Попова: Образовательный бизнес имеет место быть. Даже если там оплата чисто символическая, но в нашей стране с учётом рыночной экономики и так далее…
Лазарев: Человек, естественно, правильно, тоже думает: как же так, я плачу налоги, есть министерство образования, есть школа бесплатная, почему здесь должна быть платная.
Алина Попова: Наконец-то мы до этого дошли.
Лазарев: До государства, да. Естественно, такое размышление есть. Я вообще считаю, что государство в связи с электронной школой, которую объявили, хотя пока что-то её не видно…
Алина Попова: Ну как же, у меня уже ребёнок в стрессе.
Лазарев: Мы обрадовались, что кто-то возьмёт у нас эстафетную палочку и дальше потянет, сделает то же самое, что мы, или лучше, и что-то не сильно получилось. Я считаю, что тут как и во всём остальном: государство должно устанавливать стандарты, следить за тем, чтобы была конкуренция, то есть помогать развиваться рынку. А рынок есть.
Алина Попова: Образовательный рынок есть?
Лазарев: Да, уже, конечно. Репетиторов возьмем — это тоже образовательный рынок. Колоссальный серый такой рынок. Я даже говорю «серый» не в смысле, платят они налоги или нет, это меня не волнует, а хороший ли он.
Алина Попова: Лицензия на деятельность.
Лазарев: Да, вот серость. И очень часто эти репетиторы серые. Откуда я знаю? Живу в небольшом городке, он у нас тут, предположим, самый лучший репетитор, а хороший ли? Самый лучший в моём городке — это не значит, что он хороший.
Алина Попова: Система рекомендаций.
Лазарев: Все как раз принимают эти решения. Нам многие пишут: отлично, теперь репетитор не нужен. Может даже неправильно думать, нужен — не нужен. Мы некий стандарт задаём, хуже этого нельзя рассказывать, понимаете. Если, скажем, возьмём время до радио, есть книга, и вам кто-то прочитал стихи из книжки, или пьесу прочитал. Хорошо, плохо, как прочитал? А когда уже появились артисты, которые по радио читают, ты уже знаешь, где там хорошо. И местный гармонист — это уже здорово, что живая музыка, но, может, слишком живая. Есть, с чем сравнивать. Этот стандарт нужно задавать.
Алина Попова: Если, не знаю, услышав Вас, позвонили и сказали: «Михаил, понятно делаете, хорошее, доброе дело, а идёмте создавать стандарты». Будете в этом участвовать?
Лазарев: Я бы поучаствовал, конечно. Мнение у меня есть, выработалось за это время, за жизнь, так скажем, дело не только в образовании. Часть стандартов я сказал, что нужно.
Алина Попова: Три У.
Лазарев: Самое главное, меньше давить на память. Сейчас что происходит — учителя как бы дерутся. Нет, запомни у меня, нет, запомни всё по истории, запомни по биологии, запомни. Но я специально… У меня же офис большой тех, кто занимается в Аквион фармацевтикой, и я всё время эксперименты провожу над людьми. Кто может сложить 1/3 и 1/5, что получится? Люди с образованием все. Или, кто и что помнит? Конечно, можно считать, это тренировка ума, если про математику говорим, алгоритм Эвклида, нахождение общего большего, делителя. Но тренировкой ума можно заниматься для другого, с другим материалом. Страховать папе машину или нет, сколько стоит, сколько папа зарабатывает, сколько там это, какой процент угона. Взяли посчитали, тренировка ума. Это всё считается.
Алина Попова: Семейный бюджет, ипотека.
Лазарев: А почему машину страхуем, а рубашку нет? Например, вот это всё.
Алина Попова: Расход, количество порошка, закупка продуктов питания.
Лазарев: И это тоже можно, но есть действительно конкретные вещи, которые можно увидеть, что работают. То, чему меня в школе учат, работает. Знаете, что белый цвет состоит из всех цветов. Можно рассказывать про призму, вот это всё, и всё равно в начале… Я сейчас скажу, и вы сможете всем объяснить это. Когда света нет — все чёрное, значит оно не излучает. А когда свет, то всё становятся своего цвета. Откуда же это отражение. Хотя бы так это должно запомниться, А не то, что белый цвет — призма Ньютона...
Алина Попова: Михаил, я так понимаю, у нас к сожалению, заканчивается время нашей программы. Его, к сожалению, никогда не хватает, когда есть тема.
Лазарев: У меня есть шпаргалка.
Алина Попова: Да забейте!
Лазарев: Хочется использовать всё. Я считаю, что, чем раньше человека учить, тем лучше. Самые умные должны в начальной школе работать.
Алина Попова: Самые умные преподаватели у тех, у которых есть желание, что-либо делать.
Лазарев: Мы таких не можем набрать на всех, невозможно. Когда говорят по поводу семейного образования, говорят: «Вы знаете, учителя какие бывают!» Давайте возьмём, сколько учителей, под миллион дело. Есть миллион талантливых? И хорошо, если у него в классе 4 человека будет, 5, 7. Ну-ка разделите 14 миллионов школьников по всем предметам. Тогда всех талантливых туда. А где же врачи будут способные? Есть же и другие профессии, так что деваться некуда.
Алина Попова: Ту планку, которую Вы обозначили, в целом, научный подход — это не просто научный подход, это включать голову и системно мыслить там, где нужно принимать решение. И если мы говорим так о детях, то же самое мы можем сказать о взрослых, и о предпринимателях в том числе, что есть задача быть увлеченным своим делом, получать удовольствие от того, что ты делаешь, любовь и успех.
Лазарев: Любовь. Знаете, если спросить, для чего эволюция дала нам любовь к детям, получится странная вещь. Это способность долго на него смотреть и думать: «Что же ему хорошо, что плохо? Сейчас же не нужно спасать его от тигра». Как руки были даны для одного, а мы теперь на компьютере. Так и любовь. И у предпринимателей есть внимательность к своему делу, это всё пробьёт.
Алина Попова: Что мы можем пожелать нашей аудитории? Господа, сегодня понедельник, поэтому выключайте компьютеры, включайте мозг, начинайте общаться, и может быть с этого понедельника вы начнёте что-то менять в своих бизнес-процессах и измените свою бизнес-логистику, и да здравствует сервис.
Лазарев: Увлечённость плюс вера в себя. Конечно, да.
Алина Попова: Михаил, большое спасибо, что Вы сегодня начали этот день с нами. Надеемся, что где-то в социальных сетях, на сайтах мы с Вами ещё пересечёмся. Будем рады видеть в нашем сообществе, и самое главное, я желаю, чтобы все Ваши хорошие идеи воплотились в жизнь. Спасибо.
Лазарев: Спасибо Вам, всего доброго, счастливо.