Сервис для людей. Включа­йте мозг в свои проек­ты!
Алина Попова: На канале Mediametrics программа «Сервис для людей», и я — её ведущая Попова Алина, генеральный директор Ассоциации сервисных компаний «Ру сервис». Как обычно, говорим о сервисе, говорим о проблемах, говорим о путях решений, и общаемся с интересными людьми, экспертами в своем деле. Сегодня у меня в гостях в студии уникальный человек.

Лазарев: Спасибо. Уже хорошо.

Алина Попова: Основатель витаминного бренда, это даже звучит весело — «Алфавит». Витаминный бренд «Алфавит». А также Михаил Лазарев у нас является идеологом проекта interneturok.ru. Это сайт, где, я так понимаю, собраны все видеоматериалы для школьников.

Лазарев: Да, то что сделали, во всяком случае. Многое, то, что успели пока.

Алина Попова: Михаил, я предлагаю сразу начать, что уж оттягивать. Времени для позитивного общения всё равно никогда не хватает. Наш традиционный вопрос к Вам: как Вы считаете, как понимаете фразу «сервис для людей», что она для Вас означает?

Лазарев: Я на такси приехал сейчас, я же ни с кем не общался, взял по своему телефону заказал такси. Это сервис для людей, например. Сервис для людей, как я понял, это уничтожение посредников, так скажем.

Алина Попова: Интересная интерпретация, такого у нас ещё не было.

Лазарев: Когда ты делаешь для конкретных людей, тех, кто этим уже пользуется, кому это прямо нужно. Например, можно работать аналитиком в банке. Ты готовишь решения, а там люди уже что-то делают с этими решениями. А можно делать непосредственно для людей, как я привел пример с такси. А можно с покупкой через интернет, и так далее.

Алина Попова: Скажите, на территории России, — я так понимаю, что вы бывали и за границей, путешествовали, — на территории России сервис вас радует?

Лазарев: Меня на территории России всё радует, я всегда возвращаюсь. Я даже и помногу бывал за границей.

Алина Попова: Тогда с Россией, в масштабах Родины все понятно. Давайте разбер ём Ваш частный случай. Как Вы докатились до такого, что начали свою умную голову вкладывать в бизнес-процессы. Давайте с самого начала, о полученном Вами образовании. Если говорить о Ваших научных статусах, какие на сегодняшний день имеются?

Лазарев: Я закончил Московский физико-технический институт. До этого школа, конечно. Я считаю, это самое важное в жизни — то, что в школе получаешь. Или, во всяком случае, в это время, не обязательно в самой школе. Потом Физтех, защитил диссертацию. Когда ты уже исходно в институте, в котором всё на это заряжено, какого-то великого плюса тебе нет.

Алина Попова: Тема какая была на защите, помните?

Лазарев: Да, конечно, помню. Сейчас скажу. Чтобы не пугать никого. Методы последних приближений и решений сингулярных интегральных уравнений.

Алина Попова: С добрым понедельничным утром Вас!

Лазарев: Извините, Алина, сама спросила.

Алина Попова: Виновата, больше не буду. Написана Вами диссертация, надеюсь, самостоятельно, без посредников. Дальше ваш путь научный как сложился?

Лазарев: Потом работал и работал, как положено в институте. Тогда всё было ясно, что делать, нужно идти и работать. Потом так получилось, что я работал ещё в группе по анализу станций скорой помощи. Чисто математически, там много очень математических задач конкретных.

Алина Попова: Моделька?

Лазарев: Да. Это было почти перед Академией наук, где я работал. Не так много мест, собственно, раз и два, до октября 17. Как говорили раньше: «Что вы делали до октября 17?» Работал, писал статьи, как положено, публиковался.

Алина Попова: Вы работали мозгом?

Лазарев: В общем, да, не руками.

Алина Попова: Давайте теперь плоды Вашей мозговой деятельности мы тоже подробно рассмотрим. Звучит красиво, все мы видели рекламу. Основатель витаминного бренда «Алфавит», это умные витаминки, которые принимать нельзя с чем-то, а лучше по-отдельности. Ваша идея? Что Вам упало на голову, что вы разродились такой идеей?

Лазарев: Тогда же все всем занимались. Для того чтобы изобрести что-нибудь, я понял, что надо думать и упорядочивать то, что ты знаешь про этот предмет. Рано или поздно, в каком-нибудь виде по ходу упорядочивания, там будет какая-нибудь дырка. И ты тогда говоришь: так, что тут неясно? Я встретил в одном журнале… Нет, в книге! Что кальций вместе с железом пить не стоит. Вообще мне не хочется рекламировать витамины «Алфавит», потому что они уже сейчас не мои, я 3 года назад всё продал.

Алина Попова: Давайте как раз про применение науки, у нас с Вами вся программа заточена под то, чтобы наши предприниматели включали мозг. Потому что иногда в бизнес вкладываются исключительно… То есть, сервис, что это? Это навык.

Лазарев: Я считаю, бизнес хорош тем, что как только ты сам сталкиваешься с каким-нибудь неудобством в жизни, как обычный человек думаешь: вот как всё плохо! Бизнесмен думает: «Отлично, можно что-то сделать или кому-то посоветовать». Переключаешься, уже не гневаешься, а думаешь о том, как можно это решить.

Алина Попова: У Вас мозг предпринимателя или изобретателя?

Лазарев: Если бы не те события, которые произошли в 90-х, я бы всю жизнь думал, что я изобретатель. Как говорят, икса по бумаге бы гонял спокойно и думал, что я учёный.

Алина Попова: Нравится мне Ваше отношение.

Лазарев: Оказалось, что вот такие ещё есть возможности, способности.

Алина Попова: То есть наука, если её прикладывают…

Лазарев: Я бы не сказал даже «наука», это, скорее, просто способность или умение думать о чём-то концентрированно. Кстати, про школу! Это связано со школой. Если говорить, какой сейчас в школе глобальный минус, мне кажется, это то, что там отучают, или просто не помогают уметь увлекаться. При той системе, какая есть, поурочная и прочее. Как, если за алгеброй идёт география, а ты только включился. Я помню, что и у меня были в школе эти проблемы, хоть я и не так много ходил в школу. Ты ещё только начал думать, как течение какое-нибудь куда-нибудь затекает, и тут всё, бац, икс плюс игрек. Вот, конечно, это умение увлекаться в школе занижается, или, во всяком случае, не применяется. Кстати, я думаю, что это ответ на великий вопрос. Великий вопрос, почему троечники успешнее, чем отличники. Может, не все, но во всяком случае, удивительно, что, когда в офисе спрашиваешь, троечники часто это именно те, кто двигается быстро, кто что-то предлагает.

Алина Попова: А вы можете это объяснить?

Лазарев: Да, конечно. Я говорю, что троечник — это часто тот, кто позволял себе увлекаться. А, пошло оно, буду заниматься. Сейчас мне интересна биология, как там и что. В это время получил тройку, или ещё что-нибудь похуже, по геометрии. Он потом нагонит, но двойку или тройку никуда не денешь, не выучил урок.

Алина Попова: Да, такая жёсткая система оценки.

Лазарев: Я вообще выявил для себя «три У» с детьми. Это умение увлекаться, Увлечение, я сказал. Потом нужно получать удовольствие. Человек — это спектр удовольствий. Какие он удовольствия получает? Это Аристотель сказал, что поведение человека направлено на получение удовольствия. Другое дело, что удовольствия у всех разные. Так вот, удовольствие. Кстати, в школе, сколько я разговариваю с учителями, они говорят: «Что, удовольствие? Какое там! Работать!» На самом деле, ещё неизвестно, как всё будет развиваться. Очень может быть, что именно те, кто умеет получать удовольствие от понимания… А оно в нас заложено, смотрите, как мы смеёмся шуткам, это же удовольствие понимания. Это нужно эксплуатировать в школе. Оно есть у всех. Человек должен получать удовольствие.

Алина Попова: Увлекаться, удовольствие. Третье?

Лазарев: И успех. Успех — это то, что я имею в виду…

Алина Попова: KPI.

Лазарев: Может быть. Я куда пришел? Успех, это нужно использовать, главное условие успеха — это предыдущий успех, вот такая формула.

Алина Попова: Маленькие победы.

Лазарев: Да, поэтому нужно хвалить детей за то, что они делали хорошо, а не ругать за то, что не получилось. Лучше это время использовать и силы свои на подталкивание в нужную сторону.

Алина Попова: Вы вообще преподаватель?

Лазарев: По духу, да, всё время. У меня дети, внуки, племянники.

Алина Попова: Во всех вы что-то вкладываете?

Лазарев: Когда, тем более, ты руководитель компании, там само собой получается. Хотя, не обязательно само собой, каждый свои свойства использует.

Алина Попова: Тогда, видите, мы в разговоре сами как-то подошли к проекту ИнтернетУрок.ру. Как я поняла, эти Ваши «три У» они и стали мотиваторами создания.

Лазарев: Это я недавно понял. На самом деле, часто же понимаешь, кто ты есть, мягко скажем, позже, так и тут.

Алина Попова: Как говорила моя бабушка, век живи — век учись, и всё равно дураком, знаешь ли, закончишь.

Лазарев: Я считаю, они как-то в себе концентрируют это правило. Конечно, любое жёсткое правило, оно ограничено, но всё-таки как способ размышления, как правило, они очень верны. В школе сейчас… Про наш проект если говорить, про ИнтернетУрок, то мы же в узких рамках. Есть ФГОС, я бы, конечно, всё по-другому делал.

Алина Попова: Давайте пофантазируем, как Вы бы сделали всё по-другому.

Лазарев: Скажите, что каждому хочется, чтобы имел ребенок, каким он был на выходе из школы?

Алина Попова: Мой ребёнок чтобы был счастливым в конце концов.

Лазарев: Вот именно. Как это сделать, чтобы он был счастливым? Мы же в России, мы отличаемся.

Алина Попова: Поставить ему playstation 4 туда.

Лазарев: Успех от счастья отличаем. Счастье важнее успеха. Что нужно? Нужно, чтобы человек умел принимать решения, согласны, это же главное? И про увлечённость, умение увлекаться я сказал. Что такое увлекаться? Это же умение концентрироваться долгое время на чём-то.

Алина Попова: Выбрать для себя какую-то тему.

Лазарев: Да, в такое время специализаций, а дальше специализаций ещё больше будет идти, важно уметь сконцентрироваться на чем-то. Это и есть увлечение.

Алина Попова: Отличная, кстати, мысль. Я тоже, когда сама в школе училась, помню, что до 8 класса я была круглой отличницей, а потом мне стало скучно. Эти переключения от алгебры к геометрии… Я думаю, если в формате проектной деятельности ты приходишь в школу, и сегодня география, весь день география. В разных форматах, в игре там.

Лазарев: Давайте про принятие решений немножко, почему это важно. Все время принимаем решения. Подбегаем к остановке и спрашиваем: «А 72-й уже ушел? Давно был?» Если давно был, можно пройти пешком, это статистическое решение. Дальше. Страховать — не страховать? В аэропорту страховать багаж? Да у меня ничего нет. Где эта граница? Это всё можно учить в школе. Тут дело не в том, что человек будет потом страховать что-то, а что самое главное нужно получить — уважение к результату размышлений, твоих или чужих. Это принятие решения. Этому всему можно учить. В детстве. Там нет великой математики.

Алина Попова: Это же воспитательный процесс.

Лазарев: Человек принимает решение, говорит: «Ага, меня вчера по истории спрашивали, значит, завтра не будут, учить не буду. Статистические решения. Всё же это делается, и если это подкрепить математикой, показать, что это правильно, верно, так и так, математические ожидания, случайности. Почему ещё важно? Уверенность в себе будет расти, что я правильно, разумно научился думать о чём-то. Если научится думать, задаст правильные вопросы, минимум, тому, кто его будет в секту приглашать, например. Задаст такие вопросы, что тот не ответит. Во всяком случае, это броня. Я сейчас вообще скажу: что такое демократия? Это слово запрещено у вас? Можно? Шучу. Демократия — это всё-таки выбор.

Алина Попова: Свобода.

Лазарев: Наличие выбора. А если есть предложение, наличие выбора, начиная от сортов кефира, и заканчивая, страховать/не страховать. Да, и выборы, это какая-то часть политическая, мы сейчас её не разбираем, возьмём всё остальное. Кем быть, в какой институт поступать, что есть, и так далее, пить витамины — не пить. Это же всё выбор. Для того, чтобы выбирать, нужно уметь принимать решения. Нужно, во всяком случае, знать, что стоит размышлять, что там есть алгоритмы, они станут твоими личными, они и сейчас есть.

Алина Попова: Когда у Вас будет сайт по поводу алгоритмов?

Лазарев: Мы делаем, я бы с этого начал. Но, если бы мы начали с этого, нас не было бы, записали бы в маргиналы за какую-то там чушь. А так постепенно перевести. В начале сделать то, что ясно, хорошо. И с этим-то проблемы были. Вы знаете, как в России всё.

Алина Попова: Какие могут быть проблемы? Взял урок, сделал его видеоуроком, разместил на сайте.

Лазарев: Нет, под проблемой я имею в виду отношение людей, которые имеют какую-то власть в этом месте. Были, конечно, сложности. Потом мы от них отцепились совсем, да и с самого начала.

Алина Попова: Вы конкуренты классическому школьному образованию? Или вы — альтернативное решение?

Лазарев: Мы помощник. Мы альтернатива. Человек может прийти домой после школы и начать готовиться. Может учебник открыть, а может открыть компьютер, сайт. Пропустил, наверстал. У нас часто пишут, 70 000 откликов за это время, всё-таки 6 лет.

Алина Попова: Наверное, посещаемость сайта в мае возрастает. Подряд идут скачки, химия, физика.

Лазарев: Сейчас 140 тысяч в день заходит, самая большая школа. Часто пишут такую вещь: я 2 недели пропустил, сломал ногу, и оказалось, что всех обогнал, лучше всех понимаю. Конечно, дома, когда спокойная обстановка…

Алина Попова: Без напряга.

Лазарев: Этот вопрос сейчас часто задают: что такое семейное образование?

Алина Попова: Кстати, очень многие даже звёзды поддерживают, рекламируют это семейное образование. Смысл я пока не поняла.

Лазарев: Давайте чётко тогда скажем, поскольку я думал об этом, давайте этим воспользуемся. Может я и не прав, но я думал, во всяком случае. Что есть? Если у вас дома никого не бывает и ваш ребёнок в 5-м классе, какое семейное образование.

Алина Попова: У меня так.

Лазарев: Тогда нужно сдавать в камеру хранения, в школу, я имею в виду.

Алина Попова: Чему он сопротивляется.

Лазарев: Да, вот именно. Хотя дети могут быть и такие: я посижу дома спокойно, я сам всё сделаю. Но тогда какие проблемы? А как социализация? Давайте социализацию посмотрим, что это такое. Во-первых, все развиваются с разной скоростью, и человек как раз может социализироваться, попасть не в свою лунку с самого начала, в 5-м классе в каком-нибудь. Его там могут и «десоциализировать»: встретит жёсткое отношение, поймёт себя как «я какой-то не такой». Он потом, может, будет ого-го, но это уже никуда не денешь, назад возврата нет. Дельфин — это бегемот, вернувшийся в море, но он не стал рыбой. Я не помню, бегемотом , или кем он был на суше. Тут это решение, социализация. Если он никуда не ходит, хотя таких детей сейчас немного, я думаю. Совершенно никуда, ни на балет, ни на рисование, но спортом занимается, молодец. Я могу сейчас Вас начать спрашивать, какие у него увлечения! Значит у него есть увлечения, нужно просто понять.

Алина Попова: Компьютерные игры — это единственное, что его сейчас увлекает.

Лазарев: Если это сейчас только, ничего плохого. Тут вот какая проблема с компьютерными играми. Я надеюсь, что скоро, очень скоро, появятся свои Гоголи и Достоевские в написании компьютерных игр. Когда-то и книга была, знаете ли… Один герой говорит: «Собрать все книги и сжечь». Он же имел в виду французские романы, по-нашему.

Алина Попова: Ширпотреб.

Лазарев: Да. Это же было всё до такой литературы, приличной. Так и тут, я надеюсь, что скоро появятся эти игры, которые будут вечное нести, доброе.

Алина Попова: К вопросу о социализации. Мне понравилась эта мысль, что семейное образование — это возможность в домашней обстановке получать тот объём знаний, который даёт школа и даже больше.

Лазарев: Конечно, абсолютно. Я думаю, что больше, потому что в классе известно, что человек делает. Он смотрит, как ко мне Люся относится, как я с Петькой подерусь на перемене или, наоборот, мы будем играть, и так далее. Конечно, много, что отвлекает. Есть и положительное, потому что я хочу быть лучше того, решу задачу быстрее. Но, всё-таки, для понимания чего-то… А это главное сейчас. Знаете, в школе учат знать, уметь и понимать. Теперь знает компьютер, умеет робот, скоро даже водить не нужно будет.

Алина Попова: Кто-то будет уметь.

Лазарев: В этом непредсказуемом мире самое главное — научиться понимать. А понимание — это, конечно, очень интимный процесс. Ты должен сам подумать, время у тебя должно быть. У каждого свой темп понимания. Домашнее обучение, конечно, это может обеспечить лучше.

Алина Попова: Вопрос такой, как к человеку науки...

Лазарев: Уже давно нет.

Алина Попова: Ну, неважно. Это как научиться кататься на велосипеде. Зарядил мозг, а дальше он уже без вашего участия. Я всё о своем предпринимательском сообществе в сфере услуг и сервисного обслуживания беспокоюсь. Потому как чаще всего, общаясь с ними, проговаривая какие-то бизнес-процессы, какие-то проекты обсуждая, я понимаю, что все у них идёт от навыков. Больше не от какого-то инновационного подхода, а, как вы правильно сказали, есть проблема, и тут они находят решение. Решение, как правило, очень простое, не затратное, дешёвое в своей реализации, эксплуатации. За счёт чего низкое качество услуг всё равно у нас держится.

Лазарев: Везде.

Алина Попова: Рынок развивается очень медленно по сравнению с тем, как могло быть.

Лазарев: Вы не пытались обращаться к врачам, где-нибудь в Италии, что-нибудь такое? Так что всё хорошо.

Алина Попова: У нас ещё все хорошо?

Лазарев: Отлично просто. Есть всегда кто-то впереди, на кого равняться, но вообще всё очень неплохо.

Алина Попова: Мне бы хотелось, я к чему всю эту прелюдию, к тому, что нашим предпринимателям, — возможно, это бывшие троечники, — не хватает именно подумать. Системности мышления, какого-то упорядоченного подхода.

Лазарев: У них зато концентрация внимания, увлеченность есть — этого хватит. Вообще, троечник как минимум решился учиться на тройки, закончить школу и не бояться. Уже принял решение. Я не за то, чтобы плохо учиться, а чтобы было не страшно.

Алина Попова: Чтобы были три У. Соответственно, три У, которые определят человека в жизни, вот она социализация, когда увлечённость, с успехом, со всем остальным.

Лазарев: Сейчас все будут страдать отсутствием такой живой социализации, потому что есть соцсети. Это же не во дворе — вышел Петька, выходи в футбол играть. Не так же теперь. Все будут страдать. Ничего страшного, значит как-то человечество извернётся и будет всё хорошо.

Алина Попова: Подставит другую сторону.

Лазарев: Да. Я опять же сказал, что пониманию нужно учить, а это математика. Посмотрите, биология — там запомнить нужно всё. Это удовольствие понимания в человеке есть, его нужно развивать. Другая важная штука — это как проводить свободное время. Сегодня оно свободное, а завтра ты увлёкся чем-то и сделал бизнес. Или, мало ли, твоё увлечение стало самым главным делом твоей жизни, может быть. Поэтому важно иметь свободное время. Свободного времени же много стало, мы воду не таскаем домой в большинстве случаев.

Алина Попова: А вроде его не хватает тем не менее.

Лазарев: А что это значит? Что нужно не количество того, что ты прочитал и того, что тебя заставили прочитать, а научить вкусу, чтобы у человека вкус появился к чтению. Тогда он сам прочитает, и он сам историей увлечётся, если ему сказать. Если это будет не какой-то набор фактов и событий, дат просто. Нужно же какие-то общие вещи рассказывать, чтобы он на них уже нанизывал эти даты. Тогда будет интересно дальше.

Алина Попова: Я просто… У меня системное мышление, физмат, все дела. Что я сейчас поняла: что для развития и обучения человека в Вашем понимании, первый этап, что мы даём, это умение принять решение, свобода выбора и так далее, то есть ориентироваться в предложениях.

Лазарев: Без этого нельзя выпускать, во всяком случае, ребёнка, потому что самое главное — это уважение к размышлению, к думающим людям, к своим размышлениям, к тому, что ты принимаешь решение, подумав. Мне кажется, важнее этого ничего нет.

Алина Попова: Я сразу на взрослых людей всё это перекладываю, потому что знаете, у детей сейчас есть большое преимущество, и многие родители начали изучать книги, сайты, форумы, как воспитывать ребёнка, как подростковых конфликтов избегать. У меня просто, наверное, времени нет, поэтому я не в теме немножко, и есть преподавательский опыт. На других детях я понимаю, что своему ребенку я авторитетом буду через некоторое время. Сейчас он смотрит, впитывает, но какие-то вещи до него могут донести чужие люди гораздо легче и быстрее, чем я сама. Также для предпринимателей. Внутри всего, в чём они находятся, им очень сложно взять нужную поддерживающую информацию. Об алгоритме решений Вы говорите про детей, а я говорю сейчас про взрослых, потому что у них тоже этого нет, их тоже когда-то не научили.

Лазарев: Можно научиться всему этому и во взрослом состоянии. Если исходно знать, что можно какие-то основания к своему решению прицепить. Можно пройти в начале этап размышления, потом принятия решений.

Алина Попова: Посидеть подумать, как это важно.

Лазарев: Да, потому что, чем важнее решение, тем меньше мы думаем, так же всё устроено.

Алина Попова: Да, такие: «Ап!» Риск, адреналин.

Лазарев: Не столько даже это, а ещё страшно сделать что-нибудь. Если я не подумал и, эх, неправильно что-то сделал, я главное — сохраняю душу, что я не тупой. А вот решиться, на то, о чём я долго думал, и сделал неправильно, — тут уже травма неподготовленной душе. Это, мне кажется, мешает. Мы в психологию ударились. Кстати о психологии. Тоже, смотрите, я возьму тот предмет, который мне ближе всего. Хотя можно и историю, но это математика. 1400 уроков по математике. Это вообще ни к чему. Всю математику, если учитывать, что человек будет что-то делать дома, можно рассказать за 200 уроков. Это я про свой предмет говорю. Не то, что я литератор и говорю про математику, или я математик, и говорю литературу меньше читать.

Алина Попова: То есть можно оптимизировать?

Лазарев: Да, потому что, я всегда этот пример привожу, можно рассказывать по-разному. Если в деревне 4 дома, разве нужны улицы? Не нужны: раз, два, три, четыре. А когда рассказывают про арифметику, говорят, есть действия первой ступени, есть действия второй… Их всего четыре, а я ещё должен это запомнить. Это как на улице спросишь, как пройти: "А вот так пойдете, мимо этого номера, мимо того". Скажи просто, до угла и направо. Ребенку разве важно запомнить, что первой степени, что второй ступени?

Алина Попова: Что запоминать?

Лазарев: Да, что запоминать — откуда я знаю? Вроде всё важно: закон какой-то там сочетательный, закон такой-то… Дети никогда в жизни их не используют, сочетательный закон только в ЗАГСе. Даже я его больше никогда не использовал, хотя работал. Так куда всё это деть? В психологию нужно. Как там пересечётся пирамида с шаром и что там будет — это не каждый день встречаешь, а вот проснулся, сон хотя бы рассказать человеку, что такое сны, как понять другого, другому — как понять тебя, поймет ли он, чем ты живешь. Минимум сказать, что все проблемы — они общие, они у всех есть, это и есть твоя жизнь, это ты и должен решать. Как у меня одна моя родственница молодая спрашивает, а как же так получается, все решения нужно принимать в начале жизни, когда ещё и опыта нет. Да, тяжело. Я говорю, послушай, это и есть твоя жизнь — принятие решений.

Алина Попова: Напринимал в начале.

Лазарев: Вот ты их принимаешь, это и есть то, что ты живёшь, жизнь твоя. И я увидел, что просветлилось: а, раз это моя задача, это не просто так «ах, какие мы несчастные, в начале жизни нужно принять решения, а потом их расхлебывать», нет, это и есть то. Уже сам подход, с какого бока смотреть, он многое значит. Если мне скажут: «Знаешь, тебе кажется, что тебя все обижают, что ты центр внимания. Всем так кажется, это нормально, пойми». Ты что-то там натворил, предположим, и теперь переживаешь, как ты что-то сказал... Помни, что и он переживает, что что-то сказал, может, тебе от этого легче станет. Даже эта зеркальность, что другие такие же, это хотя бы объяснять людям. Это же, чем раньше придёт, тем лучше, тем спокойней, и больше времени останется на принятие решения.

Алина Попова: Это и есть как раз «для людей» — отношения.

Лазарев: Например, психология, про принятие решений. Это в математике могло бы быть большим таким куском. А психология обязательна просто в школе. То, что называют интроспекцией. Умение проанализировать себя, что со мной, почему так, почему я разозлился, да потому что это меня задело.

Алина Попова: А потом куча всяких психологов потеряет возможность заработка. Что же вы рынок ломаете.

Лазарев: Не потеряют. Других, тех, кто это не поймёт, их достаточно будет. Вы знаете, вся система образования была построена на том, как тебя поставить к большому конвейеру, и ты там будешь поворачивать что-то всю жизнь. Тогда не важно было, какой ты сам внутри. А кому это важно? Есть вопросы, как себя вести в обществе, а есть — как себя вести внутри себя, это то, что психология должна дать. У нас же этого нет. Общество, всё равно, до определенного момента было. Сейчас мы зависим друг от друга куда как сильнее, чем раньше. Эти всякие общие рассуждения о людях, они, конечно, много дырок всяких имеют, и всё равно. Теперь гораздо больше людей «акторов» в истории. Вы садитесь в автобус, а водитель может быть не выспавшимся, и произойдёт что-то. Куча вещей. И кто-то там расстроился, направил самолет в горы, помните, в Германии. Очень может быть, что таких случаев было бы меньше, если бы принятию решений, психологии, учили, как с собой быть. Его с детства зарядить чуть-чуть, дальше он пойдёт. Я сам для себя, конечно, объект интересный, и так у каждого человека. Нужно только дать возможность, показать, что об это можно думать.

Алина Попова: Как вы думаете, возможно ли в качестве альтернативного решения, идею о принятии решений и так далее, всё это сделать на сайте для свободного доступа?

Лазарев: Конечно, мы делаем, это будет.

Алина Попова: В этом есть какая-то для вас монетизация или вы делаете это по велению сердца?

Лазарев: Конечно, по велению сердца. Монетизацию мы, да, сделаем когда-то, но плата будет очень низкая. Такая, чтобы, во всяком случае, она не повлияла на решение покупать — не покупать. Просто потому что людей достаточно много. Я считаю, что монетизация обязана быть, хотя бы вот почему: мы же должны быть воспитывающим элементом в нашей жизни. Человек должен понимать, что если я взял, то я и дать должен что-то. Чем раньше он это поймёт, тем лучше, мне кажется. Понятно, есть другое рассуждение: я же ничего не забрал у него, когда сел, посмотрел. Дело не в нём, забрал ли ты у него что-то. Ты взял, значит должен дать. Я думаю, что родителям тоже полезно воспитывать в детях это чувство. Мы и воспитываем. С детства же говорим: спасибо скажи, волшебное слово. Это же мы предлагаем ему некий обмен. Всё, что он может в 2-3 года — говорить спасибо, значит, пусть говорит.

Алина Попова: Образовательный бизнес имеет место быть. Даже если там оплата чисто символическая, но в нашей стране с учётом рыночной экономики и так далее…

Лазарев: Человек, естественно, правильно, тоже думает: как же так, я плачу налоги, есть министерство образования, есть школа бесплатная, почему здесь должна быть платная.

Алина Попова: Наконец-то мы до этого дошли.

Лазарев: До государства, да. Естественно, такое размышление есть. Я вообще считаю, что государство в связи с электронной школой, которую объявили, хотя пока что-то её не видно…

Алина Попова: Ну как же, у меня уже ребёнок в стрессе.

Лазарев: Мы обрадовались, что кто-то возьмёт у нас эстафетную палочку и дальше потянет, сделает то же самое, что мы, или лучше, и что-то не сильно получилось. Я считаю, что тут как и во всём остальном: государство должно устанавливать стандарты, следить за тем, чтобы была конкуренция, то есть помогать развиваться рынку. А рынок есть.

Алина Попова: Образовательный рынок есть?

Лазарев: Да, уже, конечно. Репетиторов возьмем — это тоже образовательный рынок. Колоссальный серый такой рынок. Я даже говорю «серый» не в смысле, платят они налоги или нет, это меня не волнует, а хороший ли он.

Алина Попова: Лицензия на деятельность.

Лазарев: Да, вот серость. И очень часто эти репетиторы серые. Откуда я знаю? Живу в небольшом городке, он у нас тут, предположим, самый лучший репетитор, а хороший ли? Самый лучший в моём городке — это не значит, что он хороший.

Алина Попова: Система рекомендаций.

Лазарев: Все как раз принимают эти решения. Нам многие пишут: отлично, теперь репетитор не нужен. Может даже неправильно думать, нужен — не нужен. Мы некий стандарт задаём, хуже этого нельзя рассказывать, понимаете. Если, скажем, возьмём время до радио, есть книга, и вам кто-то прочитал стихи из книжки, или пьесу прочитал. Хорошо, плохо, как прочитал? А когда уже появились артисты, которые по радио читают, ты уже знаешь, где там хорошо. И местный гармонист — это уже здорово, что живая музыка, но, может, слишком живая. Есть, с чем сравнивать. Этот стандарт нужно задавать.

Алина Попова: Если, не знаю, услышав Вас, позвонили и сказали: «Михаил, понятно делаете, хорошее, доброе дело, а идёмте создавать стандарты». Будете в этом участвовать?

Лазарев: Я бы поучаствовал, конечно. Мнение у меня есть, выработалось за это время, за жизнь, так скажем, дело не только в образовании. Часть стандартов я сказал, что нужно.

Алина Попова: Три У.

Лазарев: Самое главное, меньше давить на память. Сейчас что происходит — учителя как бы дерутся. Нет, запомни у меня, нет, запомни всё по истории, запомни по биологии, запомни. Но я специально… У меня же офис большой тех, кто занимается в Аквион фармацевтикой, и я всё время эксперименты провожу над людьми. Кто может сложить 1/3 и 1/5, что получится? Люди с образованием все. Или, кто и что помнит? Конечно, можно считать, это тренировка ума, если про математику говорим, алгоритм Эвклида, нахождение общего большего, делителя. Но тренировкой ума можно заниматься для другого, с другим материалом. Страховать папе машину или нет, сколько стоит, сколько папа зарабатывает, сколько там это, какой процент угона. Взяли посчитали, тренировка ума. Это всё считается.

Алина Попова: Семейный бюджет, ипотека.

Лазарев: А почему машину страхуем, а рубашку нет? Например, вот это всё.

Алина Попова: Расход, количество порошка, закупка продуктов питания.

Лазарев: И это тоже можно, но есть действительно конкретные вещи, которые можно увидеть, что работают. То, чему меня в школе учат, работает. Знаете, что белый цвет состоит из всех цветов. Можно рассказывать про призму, вот это всё, и всё равно в начале… Я сейчас скажу, и вы сможете всем объяснить это. Когда света нет — все чёрное, значит оно не излучает. А когда свет, то всё становятся своего цвета. Откуда же это отражение. Хотя бы так это должно запомниться, А не то, что белый цвет — призма Ньютона...

Алина Попова: Михаил, я так понимаю, у нас к сожалению, заканчивается время нашей программы. Его, к сожалению, никогда не хватает, когда есть тема.

Лазарев: У меня есть шпаргалка.

Алина Попова: Да забейте!

Лазарев: Хочется использовать всё. Я считаю, что, чем раньше человека учить, тем лучше. Самые умные должны в начальной школе работать.

Алина Попова: Самые умные преподаватели у тех, у которых есть желание, что-либо делать.

Лазарев: Мы таких не можем набрать на всех, невозможно. Когда говорят по поводу семейного образования, говорят: «Вы знаете, учителя какие бывают!» Давайте возьмём, сколько учителей, под миллион дело. Есть миллион талантливых? И хорошо, если у него в классе 4 человека будет, 5, 7. Ну-ка разделите 14 миллионов школьников по всем предметам. Тогда всех талантливых туда. А где же врачи будут способные? Есть же и другие профессии, так что деваться некуда.

Алина Попова: Ту планку, которую Вы обозначили, в целом, научный подход — это не просто научный подход, это включать голову и системно мыслить там, где нужно принимать решение. И если мы говорим так о детях, то же самое мы можем сказать о взрослых, и о предпринимателях в том числе, что есть задача быть увлеченным своим делом, получать удовольствие от того, что ты делаешь, любовь и успех.

Лазарев: Любовь. Знаете, если спросить, для чего эволюция дала нам любовь к детям, получится странная вещь. Это способность долго на него смотреть и думать: «Что же ему хорошо, что плохо? Сейчас же не нужно спасать его от тигра». Как руки были даны для одного, а мы теперь на компьютере. Так и любовь. И у предпринимателей есть внимательность к своему делу, это всё пробьёт.

Алина Попова: Что мы можем пожелать нашей аудитории? Господа, сегодня понедельник, поэтому выключайте компьютеры, включайте мозг, начинайте общаться, и может быть с этого понедельника вы начнёте что-то менять в своих бизнес-процессах и измените свою бизнес-логистику, и да здравствует сервис.

Лазарев: Увлечённость плюс вера в себя. Конечно, да.

Алина Попова: Михаил, большое спасибо, что Вы сегодня начали этот день с нами. Надеемся, что где-то в социальных сетях, на сайтах мы с Вами ещё пересечёмся. Будем рады видеть в нашем сообществе, и самое главное, я желаю, чтобы все Ваши хорошие идеи воплотились в жизнь. Спасибо.

Лазарев: Спасибо Вам, всего доброго, счастливо.
Другие материалы